USD 92.5848

-0.11

EUR 103.3773

+0.13

Brent 74.72

-0.08

Природный газ 2.456

+0.01

3 мин
...

Куда дрейфует «Северная верфь»

Сегодня в Арбитражном суде Москвы должно состояться очередное заседание по заявлению Центрального банка России об обращении взыскания на акции судостроительного завода «Северная верфь».

Куда дрейфует «Северная верфь»


Сегодня в Арбитражном суде Москвы должно состояться очередное заседание по заявлению Центрального банка России об обращении взыскания на акции судостроительного завода «Северная верфь». Участники процесса ждут, что суд, наконец, назначит оценщика залогового имущества банка. Потенциальные претенденты на эту роль известны, однако проведенная ими оценка может отличаться на десятки миллиардов рублей. В этой ситуации неудачная оценка активов «Межпрома» может привести к искам к Российской Федерации в судах Стокгольма и Лондона со стороны держателей двух выпусков еврооблигаций банка, а в случае их удовлетворения и к арестам российского государственного имущества за рубежом.

Лицензию на ведение банковской деятельности Центробанк отозвал у «Межпрома» еще в октябре прошлого года. 1 ноября 2010 года Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление Центрального банка России о признании банкротом ЗАО «Межпромбанк». Процесс длится уже почти девять месяцев, но некоторые наблюдатели считают, что кредиторы смогут вернуть свое не раньше следующего года.

Главная проблема в том, что делить кредиторам приходится не столько имущество самого «Межпромбанка», сколько акции предприятий, которые находились у него в залоге. Причем сам банк перезаложил эти акции Центробанку, когда получал антикризисные кредиты на реструктуризацию. Центробанк, пользуясь тем, что он самый крупный кредитор банка, монополизировал право выступать от имени кредиторов. И, судя по первым встречам сторон в суде, ЦБ готов был забрать заложенные акции себе по номинальной стоимости. Это позволило бы вернуть те 32 млрд. руб., которые ему задолжал «Межпром». При этом никого в банке, похоже, не смущало, что, например, уникальное ЦКБ «Айсберг», впервые в истории страны разработавшее проекты дизельных ледоколов, аналогов которых не существует ни в одной стране мира, было оценено по номиналу всего в… 4000 (четыре тысячи) руб.

Но как бы ни устраивал ЦБ такой подход, он все же вынужден считаться с интересами других кредиторов, особенно зарубежных. А потому, прежде чем пустить акции судостроительных предприятий из залога «Межпромбанка» в продажу, ему нужно получить их легитимную оценку. К слову, в рамках договора о залоге акций с ЦБ оценка заказывалась компании BDO. По оценке BDO, стоимость залога составляет 100,4 млрд. руб. «На мой взгляд, Центробанк опасается, что не сможет найти покупателя на столь дорогие активы, – говорит аналитик консалтинговой компании «Бакстер-групп» Илья Доронин. – Это может помешать ему вовремя вернуть долги».

ЦБ предлагает суду назначить оценщиком ООО «Эрнст энд Янг – стоимостное консультирование» в надежде снижения стоимости залога. Низкая цена вполне устраивает Центробанк, но не устраивает других кредиторов, так как лишает их возможности вернуть свои средства. К зарубежным кредиторам «Межпромбанка», прежде всего, относятся держатели двух выпусков еврооблигаций банка, которые после ряда судебных процессов в России не особенно доверяют отечественному судопроизводству. И недавние аресты российского имущества за рубежом показывают, что свои интересы иностранные инвесторы более успешно защищают в европейских судах.

Сейчас держатели облигаций «Межпрома» просто ждут окончания российского процесса. По словам юриста Игоря Трутнева, «третья сторона готова представить свой иск в Стокгольме, если Арбитражный суд Москвы все же утвердит в качестве оценщика представителей Ernst&Young». «Мало того, что Ernst&Young, даже не проводя оценки, уже высказался о цене активов, компания также оказалась замешана в ряде неловких ситуаций с оценкой активов других российских компаний, – считает Трутнев.– К примеру, в июне этого года Счетная палата высказалась о сомнительной оценке активов компании «Связьинвест», проведенной Ernst&Young. Кроме того, у американской компании нет допуска для работы с документами под грифом «совершенно секретно». Без этого невозможна объективная оценка активов судостроительных компаний, выполняющих секретные заказы ВМФ России.

Между тем аналитики рынка склонны полагать, что в конце концов возобладает разумный подход и со стороны государства будет предложен приемлемый вариант для обеих сторон. «Я думаю, что справедливая цена будет найдена, – оценивает ситуацию руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, член президиума общественного совета при Министерстве обороны. – Она связана с тем, что действительно эти активы являются в отрасли самыми лучшими, эти предприятия являются жемчужиной нашего судо- и кораблестроения. Петербург – город с очень плотной научной средой, высококвалифицированной рабочей силой, и в этом смысле локализация активов просто очень удачная. На этих верфях все настолько отстроено, что фактически создан такой мини-кластер надводного кораблестроения. Предприятия находятся в столь хорошей форме, что, скажем, Министерство обороны выбрало «Северную верфь» как единственного строителя перспективных кораблей класса «корвет» и «фрегат». Если предприятие будет строить также «Мистрали», то, конечно же, портфель заказов «Северной верфи» и Балтийского завода еще увеличится, и, конечно же, это должно влиять на цену».


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram