Иран для проведения инспекции отключил от сети атомную электростанцию в Бушере
Эксперты считают, что это является обычной процедурой.
Критики, напротив, высказывают сомнения, особенно на фоне катастрофы ядерного реактора в Фукусиме. Регион, где расположен иранский атомный реактор, считается сейсмически опасным. Кроме того, используемая техника частично устарела, а Иран недостаточно подготовлен для ликвидации аварий.
По сообщению официального информационного агентства IRNA, в воскресенье атомная электростанция в Бушере была отключена от сети для проведения масштабной инспекции. Реактор в Бушере был запущен в начале сентября, и на нем было проведено несколько тестов. При этом была достигнута мощность 450 мегаватт – то есть почти половина от номинальной мощности 1000 мегаватт.
После проверки различных систем атомная электростанция в Бушере будет вновь включена в сеть, и до конца года она должна будет поставлять электричество в национальную энергетическую сеть на полную мощность. По мнению западных экспертов, проведение проверки после запуска реактора является нормальным, и из этого не следует, что возникли какие-то технические проблемы.
Тем не менее после катастрофы реактора в Фукусиме в середине марта этого года возникли сомнения относительно безопасности российского ядерного реактора с водой под давлением типа ВВЭР-1000. Эксперт организации Greenpeace Ян Хаверкамп (Jan Haverkamp), который уже в течение многих лет занимается работающими и в Восточной Европе реакторами этого типа, считает совершенно оправданными опасения относительно того, что установка в Бушере может не выдержать землетрясения. В первую очередь уязвимыми являются трубы высокого давления, которые являются составной частью системы охлаждения, заявил Хаверкамп в интервью Sueddeutsche Zeitung. По данным российского консорциума "Росатом", построившего эту установку, реактор в Бушере рассчитан на то, чтобы выдержать землетрясение магнитудой 8,0 балла по шкале Рихтера. Это соответствует стандарту западных атомных реакторов, и то же самое можно сказать о защитной оболочке реактора.
Техника частично 30-летней давности
В провинции Бушер, расположенной в районе Персидского залива, в 2002 году произошло землетрясение магнитудой 4,4 балла, а еще одно землетрясение силой 3,2 балла было зафиксировано в июле 2010 года. Геологи не исключают, что в этом месте может произойти и более сильное землетрясение. В Японии при подземных толчках силой 9,0 балла реакторы были в экстренном порядке отключены, хотя эти показатели превзошли расчетные параметры. Но затем цунами вывел из строя систему охлаждения, и поэтому активные зоны в трех блоках по крайней мере частично расплавились.
Кроме того, российские инженеры по настоянию Ирана использовали при строительстве атомного реактора примерно 58 000 деталей, которые были поставлены еще Германией. Об этом свидетельствует доклад московского Центра энергетики и безопасности. Немецкая компания Kraftwerk Union в 1975 году начала в Бушере строительство двух атомных блоков. По типу они идентичны с теми, которые были построены в Библисе (Biblis).
После исламской революции 1979 года и ирано-иракской войны немецкие специалисты не возобновили работу. Поэтому Иран в 1995 году попросил Россию достроить установку. Предупреждения о том, что интеграция немецкой техники 30-летней давности может быть связана со значительными рисками, усилились после того, как в феврале этого года охлаждающий насос немецкого производства отказал при проведении тестовых испытаний. Специалисты вынуждены были еще раз выгрузить топливные элементы из активной зоны реактора. Это было сделано для того, чтобы металлические обломки не повредили основной охлаждающий контур.
Опасения государств Персидского залива
Прежде всего государства Персидского залива опасаются, что иранское руководство недостаточно подготовлено к возможным авариям. Эти сомнения усилились после того, как недавно стало известно о решении правительства в Тегеране, принятом в конце мая, относительно ликвидации специального чрезвычайного фонда, превышающего 6,25 миллиарда евро. Об этом сообщил представитель одной из западных стран. По его сведениям, высокопоставленные научные сотрудники иранской Организации по атомной энергии в письме, направленном своему шефу Ферейдуну Аббаси Давани, протестовали против решения, одобренного духовным лидером аятоллой Али Хаменеи.
Судя по всему, они заручились поддержкой нескольких министров, а также влиятельного депутата парламента Хамида Разаи (Hamed Rasay). Отдельные страны региона получают воду с помощью расположенных в районе Персидского залива опреснительных установок, которые в случае катастрофы наподобие той, что произошла в Фукусиме, могут быть подвергнуты радиоактивному заражению.
Западные дипломаты в штаб-квартире Международного агентства по атомной энергии в Вене также критикуют Иран за то, что он является единственной страной-оператором атомных электростанций, не являющейся членом Конвенции о ядерной безопасности (CNS), и этот шаг Аббаси Давани в июне этого года пообещал сделать.