«Транснефть» получила претензии за неуплату налога на купонный доход с еврооблигаций в размере 2 млрд руб. Несмотря на то что такая норма в законе существует, российские эмитенты не платили налоги с доходов на облигации, обращающиеся за рубежом. «Транснефть» решила, что ей выгоднее досрочно погасить все находящиеся в обращении еврооблигации на сумму более 4 млрд долл. Искать средства компания скорее всего будет в госбанках, а также будет повышать тариф на услуги транспортировки нефти, полагают эксперты.
«Транснефть» рассматривает возможность досрочного выкупа еврооблигаций по номинальной стоимости на общую сумму 4 млрд долл., сообщает агентство Прайм со ссылкой на официального представителя компании Игоря Демина. Выкуп будет осуществляться не разово и продолжится предположительно в течение года. «Сроки будут зависеть от того, как мы сможем аккумулировать средства», — добавил он. Ожидается, что бумаги будут выкуплены по номинальной стоимости.
Госкомпания готова пойти на такой шаг, после того как получила от фискальных органов претензии за неуплату налога в размере 2 млрд руб. Это сумма отчислений по купонным выплатам, которые осуществляют SPV-компании. Такие компании создаются российскими эмитентами за рубежом для выпуска еврооблигаций и подпадают под льготное налогообложение. Но в Минфине считают, что, поскольку конечным владельцем бумаг SPV-компании не являются, значит, и льготы им не положены.
Замглавы Минфина Сергей Шаталов пояснил вчера, что по закону SPV-компании должны облагаться налогом, хотя эта норма не соблюдается. Взимание налога в размере 20% несет «достаточно большие риски», хотя не способно обрушить рынок евробондов, передает его слова Bloomberg. «Налоговые органы в течение достаточно длительного времени на эту проблему внимания не обращали, налогоплательщики не удерживали этот налог, ну и, в общем, не попадались. А теперь вот пошли слухи, когда налоговые органы на эту тему обратили внимание и, соответственно, выставили претензии, что не исполнены обязанности по выплате налогов», — сказал замминистра.
Г-н Шаталов отметил, что вопрос о том, нужно ли предоставлять преференции по евробондам, сейчас обсуждается с компаниями и банками, но решение пока не принято. «Мы говорим о том, что есть закон. Может, он нехорош, может, он плох, может, он кому-то не нравится, но его нужно выполнять, — сказал он. — Мы хотим эту тему обсудить как можно скорее».
Сейчас в обращении «Транснефти» находится пять выпусков еврооблигаций на общую сумму 4,15 млрд долл. с датами погашения в 2012, 2013, 2014 и 2018 годах. Ставки купонов от 5,381 до 8,7% годовых. Так, для размещения бумаг в 2007 году была создана SPV-компания TransCapitalInvest Ltd. Торговая площадка размещения бумаг — Ирландская фондовая биржа. В обращении находятся также три выпуска рублевых облигаций объемом 135 млрд руб. Ранее первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин говорил, что в этом году компания планирует погасить облигации на 40 млрд руб., но новые размещения на планирует.
Выкуп «Транснефтью» облигаций по номиналу приведет к потерям для держателей бумаг, так как практически все выпуски торгуются выше — 101—120% от номинала, отмечает аналитик «Уралсиб Кэпитала» Юрий Голбан. Негативно это и для самой компании. «У «Транснефти» серьезная инвестпрограмма и отрицательный свободный денежный поток, а вывод средств из оборота потребует привлечения их в другом месте. Хотя, возможно, компании удастся занять дешевле в госбанках», — говорит эксперт.
Аналитик БКС Андрей Полищук считает, что сразу такую сумму «Транснефть» собрать не сможет, компании придется вести переговоры с заемщиками, но проекты она вряд ли будет откладывать. Впрочем, решение о выкупе бумаг пока не принято и «Транснефть», как и другие крупные российские эмитенты, надеется, что изменения в налоговое законодательство не будут утверждены. Во Внешэкономбанке, Сбербанке, ВТБ, Банке Москвы отказались от комментариев.
По итогам вчерашних торгов на ММВБ-РТС привилегированные акции «Транснефти» подорожали на 0,36%, до 58,11 тыс. руб. за акцию. Индекс ММВБ вырос на 1,06%.