"В споре с Ираном по поводу его атомной программы Европа должна наконец открыть глаза и претворить в жизнь строгие санкции, которыми она грозила. Последняя возможность предотвратить нападение Израиля - тотальный экономический и дипломатический бойкот режима в Тегеране", - пишет Ронен Бергманн, ведущий политический и военный обозреватель Yedioth Ahronoth и New York Times Magazine, в статье для Süddeutsche Zeitung.
В свое время "Франция обеспечила ядерную инфраструктуру Ирака и построила реактор. В 1981 году, незадолго до предполагаемого ввода реактора в эксплуатацию для производства плутония для ядерного оружия, Израиль разрушил его, совершив авиационный налет. Военно-промышленный истеблишмент Франции, знавший о запретном производстве и ничего не предпринявший против него, так и не смог смыть это позорное пятно со своей репутации", пишет эксперт. По его словам, министерство обороны Франции уже семь лет пытается исправить тогдашнюю ошибку, занимая настойчивую позицию по отношению к Ирану.
"В целом перечень успехов Европы в борьбе с распространением оружия массового поражения не слишком впечатляет. От немецких ученых, в 1960-х годах помогавших Египту строить ракеты, до британских и немецких фирм, поддерживавших Саддама Хусейна на втором этапе его ядерной программы, и многочисленных европейских элементов в сети Абдель Кадир Хана, руководителя пакистанской ядерной программы", - напоминает эксперт.
"Можно было бы подумать, что уроки из этих событий, врезавшиеся в память надолго, могли бы повлиять на сегодняшнюю позицию Европы по отношению к Ирану, но все не так просто", - комментирует эксперт.
"В 2003 году США стянули силы в Персидском заливе. Оттуда они вошли в Ирак. Опасаясь, что он будет следующим, Иран приостановил свою ядерную программу. Европа упустила этот момент и не обратила ситуацию в свою пользу: она упустила возможность оказать на Иран сильное давление, чтобы тот остановил программу раз и навсегда", - пишет Бергман. В последующие годы, по его словам, европейская дипломатия затягивала переговоры.
Эксперт напоминает, что дипломатам США и Израиля не удалось убедить европейцев "в том, что экономическое давление - самое действенное средство для того, чтобы вынудить тегеранский режим прекратить программу".
"Многим европейцам трудно себе представить, какое глубокое влияние травмы прошлого оказывают на процесс принятия решений в Израиле: высказанное открытым текстом намерение Ирана разрушить Израиль и страх Израиля перед вторым Холокостом вместе с распространенным в Израиле "менталитетом осажденного государства" в конце концов приведут к нападению Израиля на ядерные объекты Ирана - если не получится убедить Тегеран отказаться от ядерной программы. В Израиле распространено ощущение, что время утекает и что возможность нападения будет открыта максимум год", - сообщает автор.
"По сравнению с Ираном, обладающим ядерным оружием, санкции в долгосрочной перспективе все-таки гораздо менее затратны. Даже если исключить вероятность, что Иран действительно применит это оружие против Израиля или Европы, ядерные успехи Ирана вызовут гонку ядерного вооружения между Турцией, Египтом и Саудовской Аравией. Это повлекло бы за собой дестабилизацию всего региона, которая дорого обошлась бы всем правительствам мира", - оценивает автор.
"Если Израиль ради предотвращения такого развития внесет в свои планы нападение на Иран, запылает весь Ближний Восток, а это означало бы еще одну финансовую катастрофу для Европы и большей части развитых стран мира", - прогнозирует он.
"Последний отчет МАГАТЭ под руководством Юкии Амано не оставляет места для сомнений или отговорок", - пишет эксперт. По его словам, текущий год, назначенный израильскими спецслужбами "годом решения" по Ирану, должен дать ответы на вопросы европейской внешней политики о том, будут ли принятые строгие санкции по отношению к Ирану претворены в жизнь и заставят ли они Тегеран "в свете гигантского научного прогресса иранского ядерного проекта" прекратить программу.