В Петропавловске-Камчатском в поселке Авача у причала тонет бесхозное судно - большой транспортный теплоход «Тихон Семушкин». На нем груз, считающийся опасным для водной акватории – около 90 т мазута. За судно уже несколько лет никто не отвечает, в результате чего его долго и методично грабили, пока на днях не выкрутили бронзовые заглушки ситемы водяного охлаждения двигателя. В результате чего - машинное отделение затопило и судно кормой опустилось на морское дно. Это закономерный результат безалаберности и безотвественности хозяйствующих субъектов.
У этого парохода трудная судьба. В советское время он принадлежал Камчатскому морскому пароходству. В начале 90-х его новым хозяином стало ЗАО «Каско-Трамп», к которому отошли остатки почившего в бозе пароходства, чьи суда по дешевке прибрала к рукам в 90-е годы одна ушлая фирма, а продала их за звонкую свободно конвертируемую монету.
История судна приобрела детективный характер, когда «Каско-Трамп» возглавил Константин Жуков. Этот подававший надежды бизнесмен не оправдал наделжд на посту гендиректора. Поэтому в компании решили с ним расстаться. Однако к тому моменту г-н Жуков успел развести бурную деятельность и суда «Каско-Трампа» оказались в распоряжении других фирм.
Так, в 2001 году «Тихон Семушкин» был внесен в уставной капитал компании «Лидер-1». Та в свою очередь передала права на него ООО «Флот-4», а «Флот-4» отдал судно в аренду ЗАО «Камчатморфлот». С тех пор в течение почти 9 лет «Каско-Трамп» пытался отсудить теплоход назад. За это время «Тихон Семушкин» побывал в разных переделках. Например, в 2006 году он не смог покинуть вьетнамский порт Хайфон, куда пришел на ремонт, потому что судовладелец не расплатился за ремонтные работы. Члены экипажа даже обратились за помощью к губернатору Камчатку Михаилу Машковцеву. В своем письме на его имя они сообщили, что оказались брошены на произвол судьбы. Впоследствии теплоход все-таки удалось вернуть на родину.
В 2009 году Арбитражный суд Камчатского края постановил вернуть «Тихона Семушкина» во владение ЗАО «Каско-Трамп». Но когда это решение уже притворялось в жизнь, «Флоту-4» удалось через Высший арбитражный суд (ВАС) остановить его исполнение. В итоге судно повисло между двумя компаниями. В марте 2010 года судебные приставы передали теплоход компании «Каско-Трамп». Но ее право собственности на судно не зарегистрировано. В Государственном судовом реестре владельцем «Тихона Семушкина» все еще числится «Флот-4». Администрация порта Петропавловск-Камчатский отказывались менять запись в реестре, пока ВАС не примет окончательного решения по этому делу.
Получается, что у теплохода, который стоит у причала фактически нет хозяина. Капитан и старший механик – единственные люди, которые до 2010 года несли за него хоть какую-то ответственность.
Члены экипажа свои контракты полностью отработали, но денег им не платили. Поэтому они покинули судно. Капитан Богданов сам принял решение снять с себя обязанности капитана, потому что в таких условиях не мог отвечать за теплоход.
Судно – сложный механизм. Как любая машина, это источник повышенной опасности. Даже если оно просто стоит, его необходимо поддерживать в рабочем состоянии. Для обеспечения безопасности такого судна как «Тихон Семушкин» во время стоянки на его борту должно находиться не меньше 10 человек. Дизтопливо у него разворовали. Оно обездвижено, не может своим ходом отойти на рейд, перешвартоваться.
Бывший капитан порта Андрей Городиштьян пытался решить проблему на комиссии Камчатского края по ЧС. Но без особого успеха. Различные организации перепихивали друг другу «Тихона Семушкина» как гранату, у которой выдернута чека. Однако никто брать на себя ответственность за судно не хотел.
Поскольку официального владельца теплохода компанию «Флот-4» найти не могут, то единственным кандидатом на роль крайнего стало ЗАО «Каско-Трамп». Эта фирма ни от кого не скрывалась, но и не горела желанием нести расходы по содержанию судна. Ведь судно не принадлежит ей официально. Она не вправе им распоряжаться. На каком основании «Каско-трамп» должен обеспечивать «Тихона Семушкина» экипажем, топливом?
Бесхозные суда тонут у камчатских причалов даже в тихую погоду. В 2009 году рустил пузыри у пирса сейнер «Базальт». Затопление даже такого небольшого судна нанесло ущерб окружающей среде на два миллиона рублей. А «Тихон Семушкин» далеко не сейнер. Это крупное транспортное судно грузоподъемностью в 5,5 тысячи тонн. В неуправляемом состоянии оно может наделать немало бед. Ну и главный фактор риска - мазут.
В акватории Авачинской бухты немало брошенных, полу или полностью затопленных судов. Некоторые удается разделывать на металлолом. Некоторые поглотил морской ил, безнадежно засасывая остовы пароходов в песок. Среди таких безнадежно потерянных попадаются раритеты. У пирса Петропавловск-Камчатского морского торгового порта в 80-е годы затонул легендарный пароход «Теодор Нетте» которому посвятил стих Владимир Маяковский «Человеку и пароходу». Когда морские власти кинулись, мол, нужно хотя бы срезать рубку для музейного экспоната, но над водой уже торчали верхушки мачт, а корпус был прочно засосан в песок и ил. Пароход умер…
11 апреля в терпящему бедствие судну подошли спасатели. Они попытаются заглушить дырки в корпусе, откачать воду и оттащить судно на мель. Где его начнет методично засасывать в морское дно. Хорошо если смогут оттащить к месту разделки, где пароход можно будет порезать и пустить на гвозди. В России ощущается острая нехватка нескольких десятков тысяч морских и речных судов разного предназначения: рыбацких сейнеров, танкеров, буксиров, нефтеналивных, пассажирских, контейнеровозов, барж и др. Многие оставшиеся давно выработали все ресурсы. И вот так относиться к судам которые могут еще послужить - верх безалаберности и бесхозяйственности в родном отечестве.
ТТХ
Теплоход «Тихон Семушкин» построен в 1982 году в СССР.
Тип судна: генгруз.
Длина габаритная: 124,4 метра.
Ширина габаритная: 16,42 метра.
Высота борта: 7,5 метра.
Осадка: 5,5 метра.