"Ъ" стали известны детали предложения "Роснефти" частным нефтяным компаниям о совместной работе на шельфе. Потенциальным партнерам госкомпании, которым предложено 12 офшорных проектов, придется не только взять на себя затраты на геологоразведку, но и выплатить "Роснефти" по $0,25 с барреля запасов в случае коммерческого открытия месторождения. При этом у частных компаний не будет ни операционного контроля над проектами, ни возможности самостоятельно продавать добытую нефть. В результате и участники отрасли, и аналитики называют предложение "Роснефти" "формальностью".
Источники "Ъ" в нефтяной отрасли рассказали, какие условия предложила частным нефтекомпаниям "Роснефть" для совместного освоения российского шельфа. Соответствующее письмо, как заявил в понедельник глава госкомпании Эдуард Худайнатов, по поручению премьера Владимира Путина было отправлено в ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, "Сургутнефтегаз" и "Башнефть" в ответ на их обращение к главе правительства с просьбой о расширении числа субъектного состава недропользователей в офшорных проектах (см. "Ъ" от 17 апреля). Вице-премьер Игорь Сечин утверждал, что аналогичные предложения направлены и иностранным нефтяникам. В ВР, Total, Chevron и Shell ситуацию не комментируют. Но источники "Ъ" в некоторых из этих компаний заверили, что никаких предложений от "Роснефти" не получали.
По словам собеседников "Ъ", знакомых с текстом письма, "Роснефть" предложила частникам 12 проектов, в числе которых Федынский, Персеевский и Центрально-Баренцевский участки, Адмиралтейская и Пахтусовская структуры на шельфе Баренцева моря, участки Кашеваровский и Магадан-1, 2, 3 на шельфе Охотского моря и Южно-Черноморский участок на шельфе Черного моря.
Эдуард Худайнатов говорил, что все соглашения "типовые, где содержатся одинаковые для всех условия". Соответственно, частным партнерам предложено в проектах по 33,3%. Для управления ими будет создаваться СП, операционный контроль в котором должна иметь "Роснефть".
12 месторождений на шельфе предложила «Роснефть» частным нефтекомпаниям
При отсутствии возможности управления проектами частным нефтекомпаниям придется полностью взять на себя затраты на геологоразведку. "Роснефть" же в случае получения успешных результатов может компенсировать партнеру исторические затраты, размер которых она определит сама. Кроме того, в случае открытия коммерческих запасов на месторождении партнер должен выплатить "Роснефти" бонус — по $0,25 c каждого барреля по 2Р. Реализовывать всю добываемую продукцию будет СП, но на основании предложений госкомпании. Ее партнер фактически не будет иметь права на самостоятельную продажу нефти в рамках своей доли. "Роснефть" может рассмотреть предложение другого участника СП о продаже нефти, только если оно не менее коммерчески выгодно. По каким критериям будут определяться условия продажи, госкомпания не уточняет.
По словам Игоря Сечина, теперь "Роснефть" "ждет всех, кому интересно, того, кто первый придет". Эдуард Худайнатов в своем письме просит адресатов дать ответ "в сжатые сроки". Источник "Ъ" в одной из получивших письмо компаний считает, что "предложение "Роснефти" — просто формальность". "Условия работы на шельфе должны обсуждаться, быть индивидуальными, подбираться в соответствии с каждым проектом,— говорит собеседник "Ъ".— То, что предлагается сейчас, вряд ли можно назвать коммерчески выгодным".
С этим соглашается и аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: у частных российских компаний нет ни финансовых, ни технологических ресурсов для разработки шельфа в том виде, как предложила "Роснефть". Вложения в ее совместный с ExxonMobil проект по добыче на трех Восточноприновеземельских участках в Карском море оцениваются правительством в $200-300 млрд, но если американская компания может себе позволить вкладывать такие деньги даже с учетом больших рисков, то российские, у которых не будет права распоряжаться добытой нефтью,— нет, отмечает аналитик. По его мнению, предложение "Роснефти" — это скорее попытка улучшить инвестиционный фон в отрасли, а не реальная готовность к партнерству.
При этом согласно действующему законодательству поставить запасы на баланс может только владелец лицензии, говорит собеседник "Ъ" в Минприроды. В предложениях господина Худайнатова не уточняется, будут ли переданы лицензии в СП с частными нефтекомпаниями. Игорь Сечин говорил, что ExxonMobil сможет поставить на свой баланс запасы пропорционально ее доле в СП с "Роснефтью" по разработке трех Восточноприновоземельских участков. Источники "Ъ" в компаниях не знают, будет ли такая возможность предоставлена и им.