В последнее время сторонникам теории "пика нефти" приходится несладко, замечает обозреватель Forbes Мэттью Халберт. "Мало того, что открытия нестандартных месторождений во всем мире сгладили "пик", предсказанный Хаббертом, но мы обнаруживаем все больше новых стандартных месторождений" во всех регионах, поясняет автор.
В Восточной Африке сейчас настоящая "нефтяная лихорадка". "Началось соперничество Востока и Запада за богатства этого региона", - полагает автор. Это и есть упомянутая в заголовке "большая игра".
Любопытно, что в авангарде идут европейцы, хотя при взгляде на географическую карту кажется, что Китай и Индия должны были запросто завладеть концессиями. И действительно, Пекин и Дели приценяются к восточноевропейским активам, но европейские игроки тоже не лыком шиты. "Для советов директоров европейских компаний Восточная Африка быстро становится приоритетным регионом, поскольку они потеряли Ближний Восток, увидели, как ухудшилась ситуация в Северной Африке, Латинская Америка зашаталась, а Россия оказалась на грани", - говорится в статье. Если Восточной Африке суждено снабжать Азию, то европейские "супермейджоры" хотят диктовать свои условия и цены.
Китай делал ставку на Судан, но отделение Южного Судана повлекло за собой резкое падение объемов нефтедобычи, продолжает автор. В Джубе, столице Южного Судана, поговаривают: чтобы дипломатические усилия сдвинулись с мертвой точки, нужно привлечь европейские компании.
"Но именно в Кении решится, где проляжет граница между региональным влиянием Востока и Запада", - говорится в статье. В Кении обнаружена нефть, но главная роль этой страны - роль хаба на пути с месторождений Восточной Африки на зарубежные рынки. Тут Китай может частично отвоевать свои потери - профинансировать инфраструктуру и "привязать кенийский экспорт к присутствию китайского морского флота в Индийском океане", говорится в статье.
Африканские страны, со своей стороны, стараются извлечь собственную выгоду из соперничества Европы, США, Индии и Китая - повышают налоги на прирост капитала для нефтегазовых компаний. Среди других проблем - политическая нестабильность и угроза со стороны пиратов. "Но, несмотря на все эти мелкие помехи, крупные европейские компании ни за что не пренебрегут колоссальными месторождениями, которыми изобилует Восточная Африка. Более того, потенциал на будущее остается грандиозным", - говорится в статье.
В мире вновь начинается период изобилия углеводородов. "Для Восточной Африки вопрос не в том, будет ли нефть качаться и газ сжижаться, а в том, кто станет основными игроками рынка, будут ли это компании Востока или Запада", - говорится в статье.
Цены на энергоносители не будут расти, прогнозирует Мэттью Халберт. "Неудивительно, что нефтяные фьючерсы дешевеют на фоне динамики спотового рынка", - замечает он.