Компания Statoil заявила о намерении полностью свернуть добычу на норвежском шельфе. Это вызвано забастовками сотрудников, работающих на морских платформах. Statoil заявила, что ей не удалось договориться с тремя энергетическими профсоюзами. Забастовка продолжается уже двенадцатый день, причем в среду вечером провалилась уже вторая попытка переговоров. Третий и последний раунд должен состояться в пятницу.
«Добыча нефти будет приостановлена на всем норвежском континентальном шельфе», — заявил пресс-секретарь Statoil Борд Глэд Педерсен. Профсоюзы недовольны размером зарплаты, пенсий, а также условиями труда. Как пишет Reuters, они готовы «бастовать неделями».
Педерсен отказался отвечать на вопрос, когда и каким образом Statoil планирует урегулировать вопрос с профсоюзами, сказав лишь, что этим занимается Норвежская ассоциация нефтяной промышленности.
Переговоры с профсоюзами будут вестись до 10 июля, отметив при этом, что претензии бастующих необоснованны.
Statoil является партнером «Роснефти»: в мае компании договорились об обмене шельфовыми активами. Норвежцы получат 33,3% в СП, которое будет вести разработку Персеевского участке в Баренцевом море и участков «Магадан-1», «Лисянский» и «Кашеваровский» в Охотском. Прогнозные ресурсы всех участков составляют около 2 млрд тонн нефти и 1,8 трлн кубометров газа. Как ранее заявлял Эдуард Худайнатов, возглавлявший на тот момент «Роснефть», инвестиции в разработку этих участков могут составить $65—100 млрд.
Кроме того, норвежские инвесторы профинансируют геологоразведку, а также возместят «Роснефти» исторические затраты и 33,3% от стоимости расходов российской компании за оплату лицензий. Соглашение предусматривает получение «Роснефтью» от Statoil единовременного бонуса за каждое коммерческое открытие запасов нефти и газа. Размеры бонуса не уточнялись.
За это «Роснефть» получила возможность приобрести аналогичную долю в проектах на норвежском шельфе Баренцева и Северного морей. Причем на сайте «Роснефти» говорится, что речь идет о будущих проектах.
«Компании планируют совместно оценить перспективность участков, входящих в зону взаимных интересов, и совместно подать заявки в профильные государственные органы Норвегии, — сообщала «Роснефть». — Дочерняя компания «Роснефти», которая будет создана в Норвегии, подаст заявку на долю 33,33% в участках. Кроме того, ей предстоит пройти предварительную квалификацию для участия в проектах на норвежском континентальном шельфе».
И в Statoil, и в Норвежской ассоциации нефтяной промышленности утверждают, что забастовки на объектах норвежской компании никак не отразятся на сотрудничестве Statoil и «Роснефти».
Российская госкомпания не смогла оперативно прокомментировать ситуацию.
«В данном случае проблемы норвежцев действительно роли не играют, — говорит аналитик RMG Securities Дарья Козлова. — Инвесторы смотрят в первую очередь на российский шельф».
На мировые котировки нефти заявление Statoil о возможном прекращении работ повлияло весьма заметно: цена марки Brent (североморская нефть) в четверг выросла на 2,15% и вновь ушла выше $100 за баррель.
Котировки Statoil на фондовой бирже в Осло к тому же времени упали на 1,18%, до 142,4 норвежской кроны за акцию. Бумаги «Роснефти» в след за российским фондовым рынком потеряли 0,31%, стоимость одной акции на РТС-ММВБ составила 211,64 рубля.