Норвежская группа Statoil вернула «Газпрому» долю в Shtokman Development, компании-операторе Штокмановского проекта. Возможность выхода рассматривает и французская Total. Российская монополия договаривается с иностранными инвесторами о создании нового совместного предприятия, но состав участников еще не определен.
Иностранные акционеры на время выходят из Штокмановского проекта. «Интерфакс» со ссылкой на осведомленный источник сообщил, что норвежская Statoil, владеющая 24% в Shtokman Development AG (компания-оператор «Штокмана»), передала свою долю «Газпрому» (владеет 51% проекта). Это произошло в конце июля. Глава Statoil Хельге Лунд и старший вице-президент по региону Европы и Азии Statoil Кюдланд Торгейр вышли из состава совета директоров Shtokman Development.
Представитель Statoil официально не подтверждает факт выхода из проекта. «Мы продолжаем переговоры и работаем с «Газпромом» над новой бизнес-моделью, которая, как мы надеемся, станет успешной», — заявили «Газете.Ru» в норвежской компании. Тем не менее, по словам представителя компании, Statoil уже списала 2 миллиарда норвежских крон (около $340 миллионов), вложенных в российский проект.
Сроки и детали нового соглашения представитель Statoil назвать отказался. По данным источника «Интерфакса», не исключено, что свою долю в компании-операторе проекта (25%) вернет и французская Total. Этот вопрос должен обсуждаться 30 августа на собрании акционеров Shtokman Development. По мнению источника, французские инвесторы не хотят выходить из проекта.
Total на запрос «Газеты.Ru» не ответила. Представитель «Газпрома» был также недоступен для комментариев. Ранее акционеры Штокмановского проекта обсуждали возможность создания нового юридического лица в статусе компании-оператора с перераспределением долей и, возможно, частичной заменой совладельцев.
Акционеры «Штокмана» не могут окончательно договориться по проекту уже несколько лет.
Эксперты ранее отмечали, что принятие инвестиционного решения по «Штокману» постоянно откладывается в связи с неопределенностью по налогам (акционеры хотели получить льготы). В конце марта Владимир Путин заявил, что льготы будут предоставлены. А в Минэнерго уточняли, что правительство не успевает определиться с льготами к апрелю, как это предполагалось изначально, и решения о льготах для «Штокмана» могут быть приняты правительством лишь после получения технико-экономического обоснования проекта.
Акционеры отложили принятие инвестрешения до 1 июля. По условиям соглашения между компаниями, если до истечения установленного срока окончательное решение не принято, «Газпром» имеет право потребовать у партнеров вернуть доли в компании-операторе.За 4 года с момента существования Shtokman Development потратила более $1,5 млрд, то есть каждый из иностранных акционеров инвестировал порядка $400 млн.
За два дня до истечения срока глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что иностранные партнеры по Штокмановскому проекту не смогут сами продавать добываемый газ, такое право будет только у «Газпрома». Именно такая схема, по словам Миллера, должна была быть зафиксирована в соглашении, которое в итоге так и не было подписано.
«Это лишь частности, основная проблема была в неопределенности по срокам реализации «Штокмана», — комментирует аналитик Номос-банка Денис Борисов. — Для Statoil главным моментом был возврат инвестиций, и учитывая отсутствие определенности, компания не могла все рассчитать».
Кроме того, по словам Борисова, политика Statoil сейчас ориентирована на приоритетные проекты. «Штокман» и «Западная Курна-2» (месторождение в Ираке, из проекта разработки которого Statoil вышла) в приоритетный список не попали», — указывает аналитик.
Но потеря Statoil, по оценке Борисова, для проекта не критична. «Штокман» еще может быть запущен, место норвежцев, по мнению эксперта, может занять, например, британско-нидерландская Shell. Ранее Миллер уже заявлял, что эта компания может войти в проект.
Глава East European Gas Михаил Корчемкин считает, что Shtokman Development AG ликвидируется для создания нового СП.