Британская BP с начала месяца объявила о продаже активов более чем на 11 млрд долларов. Таким образом, план по реорганизации компании после катастрофы в Мексиканском заливе практически завершен, и мотивов для продажи доли в ТНК-BP становится меньше
Британская BP за август анонсировала сделок по продаже своих активов более чем на 11 млрд долларов. На неделе британский нефтедобытчик объявил о продаже НПЗ в Калифорнии за 2,5 млрд долларов. Мощность НПЗ в Калифорнии составляет 266 тысяч баррелей нефти в сутки. Покупателем выступила Tesoro Corp. Вместе с НПЗ Tesoro приобретает местные сбытовые активы и бренд ARCO, под которым работают заправки в Северной Калифорнии, Орегоне и Вашингтоне.
За день до этого агентство Bloomberg со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, сообщило о планах британской компании продать еще один крупный актив в США — группу нефтяных месторождений (Horn Mountain, Holstein, Diana Hoover и Ram Powell) в Мексиканском заливе. По предварительной информации, продавец оценивает их в 7,9 млрд долларов.
Доказанные запасы этих месторождений составляют порядка 120 млн баррелей нефти, в первом квартале на них добывалось около 58 тысяч баррелей в сутки. С учетом того, что платить налоги со сделки придется конечному покупателю активов, максимум, что может получить BP от продажи месторождений, — 5-6 млрд долларов, считают собеседники агентства.
А в начале июля BP также сообщила о продаже двух газоперерабатывающих заводов в Техасе. За 228 млн долларов активы приобрела Eagle Rock Energy Partners.
BP Plc основано в 1909 году. 100% акций находится в свободном обращении на Лондонской фондовой бирже, депозитарные расписки торгуются на Нью-йоркской фондовой бирже. BP входит в пятерку крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Консолидированные доказанные запасы — 1,4 млрд тонн жидких углеводородов, 1,26 трлн куб. м природного газа. В первом полугодии 2011 года выручка составила 191,5 млрд долларов, чистая прибыль — 4,53 млрд долларов.
Если все эти сделки будут закрыты, то компания сможет привлечь более 10 млрд долларов, а общий объем активов, проданных BP за последние два года, превысит 36 млрд долларов.
Ранее британская компания пустила с молотка свои доли в британских Wytch Farm, Wareham, Beacon и Kimmeridge в Северном море, нефтеперерабатывающий завод и трубопровод на Аляске, добывающие активы в Намибии, Ботсване, Замбии, Танзании и Малави и ряд других проектов. Часть активов досталась и российской ТНК-ВР, которая приобрела долю в нескольких месторождениях в Бразилии.
Таким образом, анонсированная два года назад программа распродажи на 38 млрд долларов теперь практически выполнена. Она была нацелена на получение денежных средств, достаточных для компенсации затрат на ликвидацию последствий аварии в Мексиканском заливе. Теперь финансовое положение компании вполне устойчиво — чистая задолженность составляет лишь 31,2 млрд долларов или 0,6 EBITDA.
На этом фоне встает вопрос о целесообразности продажи доли BP в ее российском подразделении — ТНК-ВР, отмечает аналитик Газпромбанка Александр Назаров. «Маловероятно, что ВР решится продать свою долю в российской компании. ТНК-ВР и без продажи в виде дивидендов может приносить ВР не менее 4 млрд долларов в год, а нынешний конфликт акционеров, как и в прошлые годы, может быть решен путем очередного соглашения без изменения долей», — поясняет он. Эксперт допускает, что ТНК-ВР может задержать выплату дивидендов в 2012 году, и возможно, промежуточные дивиденды за этот год не будут выплачены.
Напомним, сейчас BP ведет переговоры о продаже своей доли в ТНК-BP c двумя сторонами — государственной «Роснефтью» и консорциумом AAR, который уже является партнером британской компании по СП. Однако консорциум заявлял о намерении приобрести лишь половину принадлежащего BP пакета, то есть 25% акций ТНК-BP. Кроме того, сторонам, вероятно, будет трудно сойтись в цене. Британская нефтяная компания ранее заявляла, что оценивает свою долю в российской компании в 25-30 млрд долларов. Михаил Фридман, один из совладельцев ТНК-BP, оценивал компанию дешевле и говорил о готовности купить 25% ТНК-ВР за 7–10 млрд долларов. «Роснефть» своего ценового предложения пока не раскрывала.