Если Астана найдет клиентов, то им придется платить в 5 раз меньше, чем за прокачку по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО)
азахстан вдвое снизил тариф на прокачку российской нефти по нефтепроводу из Атасу до пограничного китайского Алашанькоу, пишут «Ведомости». Как рассказал изданию представитель Казахстанско-китайского трубопровода, оператора нефтепровода Атасу-Алашанькоу, снижение с 1 сентября тарифа до 11,3 доллара за 1 тонну на тысячу километров связано с желанием привлечь российские компании. В «Транснефти», в свою очередь, опасаются, что из-за этого нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), оператором которого является компания, может остаться полупустым.
По словам представителя Казахстанско-китайского трубопровода, договоров пока нет, есть письма-намерения. Названия компаний он не указал. «Транснефти» о прокачке российской нефти в Китай через трубу Атасу-Алашанькоу неизвестно, сообщил газете сотрудник российской компании, однако, по его словам, желающие могут появиться, принимая во внимание, что прокачка нефти до Китая по ВСТО в 5 раз дороже — 1,9 тысячи рублей за 1 тонну на тысячу километров.
Сейчас работает первая очередь ВСТО — до Сковородино, мощностью 30 млн тонн в год, где 15 млн тонн идет на Китай по трубе, еще столько же — по железной дороге в порт Козьмино. Вторая очередь предполагает расширение нефтепровода до 50 млн тонн и строительство трубы до Козьмино.
«Со стороны Казахстана это чистой воды демпинг», — сокрушается источник издания в «Транснефти», пояснив, что в 2011 году из-за забастовок добыча нефти снизилась, мощности трубы Атасу — Алашанькоу недозагружены, прокачка составила 10 млн тонн при мощности 12 млн тонн в год. Казахстанский маршрут длиннее, но привлекательно низкая цена может привлечь российские компании, и расширенный ВСТО останется полупустым.
В 2000-х годах нефть по трубе Атасу — Алашанькоу поставляли ТНК-ВР и «Газпром нефть». В 2009 годах Китай отказался от этих контрактов. «ЛУКОЙЛ» в казахстанском направлении не заинтересован: по словам собеседника издания в компании, западносибирскую нефть выгоднее поставлять в Европу через Новороссийск и Приморск. В ТНК-ВР ситуацию не прокомментировали.
Сейчас Казахстан также ведет переговоры о прямых поставках российской нефти в Белоруссию с «Транснефтью» и властями страны. По словам посла Казахстана в Белоруссии Ергали Булегенова, вопрос будет решен к созданию Евразийского экономического союза. К 2015 году договорная база должна пополниться 50 документами к 17 базовым соглашениям, которые были подписаны до вступления в силу ЕЭП, говорил посол. В «Транснефти», в свою очередь, сообщали, что теоретически компания могла бы организовать транзит нефти, однако сейчас никаких переговоров о ее поставках в Белоруссию не идет.