Россия — типичное нефтяное государство: авторитарное и неспособное диверсифицировать экономику
Идея о том, что Россия является нефтяным государством, наверное, выглядит банальной. Однако очень полезно сравнить Россию с другими странами — экспортерами нефти. Идея о том, что Россия является нефтяным государством, наверное, выглядит банальной. Однако очень полезно сравнить Россию с другими странами — экспортерами нефти. Это позволяет избавиться от некоторых иллюзий относительно российской экономики и фондового рынка. Безусловно, некоторые из стран этой группы являют собой экстремальный пример зависимости от нефти, однако взгляд на них дает представление, в каком направлении может двигаться экономика, если зависимость от нефти будет возрастать. Итак, какие государства можно отнести к числу нефтяных? В качестве критерия мы взяли объем чистого экспорта углеводородов выше 10% ВВП. Под такой критерий подпадает 26 стран. Девять из них находятся в Африке, семь — на Ближнем Востоке, четыре — на территории бывшего СССР (Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркмения), две — в Латинской Америке, а также Норвегия и Бруней. Особенности нефтяных государств Преимущество у нефтяных государств, в общем-то, одно: эти страны получают огромное количество незаработанных денег. Зато это преимущество перевешивает все недостатки, пока цены на нефть высоки. Около $2 трлн притекло в страны — экспортеры нефти в 2011 г., в этом году будет примерно столько же. В результате макроэкономическая ситуация в этих странах исключительно благоприятна. В то время как большинство развитых стран страдают от отсутствия роста, высокого уровня долга, дефицита бюджета, дефляции, у нефтеэкспортеров все ровно наоборот: рост, инфляция, низкий уровень долга, профицитный бюджет и, к тому же, значительные резервы. Россия здесь не исключение. Недостатков же у нефтяных государств множество. Главный и самый очевидный — зависимость от такого непредсказуемого фактора, как цены на нефть. Номинальный ВВП таких стран — величина очень нестабильная. Так, ВВП Саудовской Аравии на душу населения в 70-е годы вырос в 13 раз, а в 80-е упал вдвое. Все нефтяные страны имеют авторитарные режимы. Исключение — Норвегия, однако это как раз то исключение, которое подтверждает правило. Норвегия построила устойчивое демократическое общество до того, как стала экспортировать нефть. Ни одному государству — экспортеру нефти не удалось построить эффективную демократию. Для этого есть фундаментальные причины, ведь главной функцией государства в таком случае становится перераспределение экспортной ренты, что крайне усиливает роль центрального правительства и лица (группы лиц), принимающих конечное решение о распределении средств. Поэтому сложившаяся политическая система вполне естественна для России. Очень сложно ждать децентрализации в стране, где основной источник богатства распределяется федеральным правительством. Рентная модель экономики Во всех нефтяных государствах основным процессом в экономике является перераспределение ренты. Государство изымает сверхдоходы у нефтяных компаний и перераспределяет их в пользу населения через социальные выплаты и, зачастую, в пользу остальной экономики через низкие внутренние цены на ресурсы. Это делает экспортный сектор малопривлекательным для инвестиций, а наибольший интерес в таких странах вызывают компании, ориентированные на потребительский рынок, так как именно этот сектор и является конечным получателем экспортной ренты. Голландская болезнь — классическая проблема, описанная во всех учебниках. Дорогая валюта из-за сильного платежного баланса приводит к тому, что в экономике остается лишь экспортный сектор и сектор услуг, все остальное импортируется. Во всех нефтяных государствах мы почти не видим развитого промышленного сектора. Россия здесь выглядит получше, однако и у нас промышленность страдает от дорогого рубля. Зависимость от нефти постоянно растет. В России, например, бюджет 2012 г. балансируется при цене нефти в $117, а 10 лет назад бюджету хватало и $20. Россия здесь не оригинальна, ровно то же произошло во всех странах-нефтеэкспортерах — Саудовской Аравии, Кувейте, Нигерии. Хотя из всего класса нефтяных государств Россия имеет самую высокую степень зависимости от нефти. Так, странам Персидского залива достаточно $60-80 за баррель. При этом все такие страны осознают опасность чрезмерной зависимости от нефти и пытаются диверсифицироваться, но никому из них это не удается. Любопытно, что у правительств этих стран весьма своеобразное представление о диверсификации. Алюминиевые заводы, нефтехимические комплексы и авиакомпании стран Персидского залива ничуть не уменьшают зависимость от внешней конъюнктуры, поскольку относятся к еще более циклическим секторам, чем собственно углеводороды. Зато создается иллюзия производства продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Как правило, конкурентоспособность таких компаний основывается исключительно на доступе к дешевым энергоносителям, что лишь увеличивает цикличность их бизнеса. И здесь Россия неоригинальна: диверсификация всегда была в числе главных приоритетов экономической политики, но вопреки этому зависимость от нефти лишь росла. Вышесказанное позволяет понять, что все, что происходило с российской экономикой в последние годы, является вполне естественным развитием событий для государства-нефтеэкспортера. Сильная макроэкономика, как и у еще пары десятков стран, наделенных нефтью. Авторитаризм, отсутствие реформ, рост зависимости от нефти также вполне типичны. Попытки диверсифицировать экономику — закон жанра для нефтяных государств. Безусловно, у России есть шанс преодолеть «нефтяное проклятье», как, наверное, и у любой другой страны, построив качественные институты и пойдя по пути Норвегии. Однако пока еще это ни одной стране не удалось. Так что для инвестора разумнее исходить из гипотезы, что Россия останется нефтяным государством, по крайней мере, пока цена на нефть высока. Это не означает, что российский рынок не привлекателен для инвестиций — это лишь означает, что здесь действуют другие правила инвестирования. Специфика российского рынка акций Примечательно, что из 26 нефтяных государств рынок акций существует лишь в восьми странах и лишь три из них являются ликвидными — Россия, Норвегия и Саудовская Аравия. При этом рынок последней практически закрыт для иностранных инвесторов, как и рынки Катара, Кувейта и ОАЭ. В странах Персидского залива рынки акций — скорее еще один инструмент перераспределения ренты в пользу населения, зачем тогда делиться этой рентой с иностранцами? Норвегия обладает развитым рынком акций, что неудивительно, учитывая высокое качество институтов. А вот наличие ликвидного рынка акций в России выглядит необычно. Большинство нефтяных стран обходится без развитого рынка капитала, поскольку капитал в таких экономиках избыточен. В тех же странах, где рынок акций существует, он, как правило, не играет существенной роли в распределении капитала. С одной стороны это делает российский рынок уникальным для инвесторов, которые хотят включить в портфель активы в нефтяных странах. С другой, вызывает закономерный вопрос: если нефтяные страны обходятся без рынков акций, то для чего он России? Многие публичные компании в России никогда не привлекали деньги у акционеров и не чувствуют перед ними ответственности. От этого часто возникают проблемы с корпоративным управлением. Приобретая акции в России, как и в других нефтяных странах, нужно, в том числе, задаваться вопросом: какова роль акционеров в этой компании? Российский рынок также уникален тем, что большую долю на нем занимают акции нефтегазового сектора. Ни в одной другой нефтяной стране, даже в Норвегии, нет сколь-нибудь крупных частных нефтегазовых компаний. Соответственно, если Россия начнет консолидировать нефтегазовый сектор под государственным контролем, для рынка это станет неприятной новостью, однако в этом не будет ничего необычного. Определенные шаги в этом направлении мы уже наблюдаем. На рынках акций нефтяных стран доминируют акции потребительских и финансовых компаний. Это естественно, поскольку, как мы указывали выше, именно потребительский сектор является конечным бенефициаром в нефтяных экономиках. Российский рынок, как мы полагаем, будет двигаться в том же направлении за счет сокращения веса нефтяных компаний и опережающего роста потребительского сектора.