Следить за тем, как складываются цены на оптовом рынке нефтепродуктов, будет специальная программа. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планирует запустить ее до конца года. Тем временем, в рознице - на заправках - бензин только за сентябрь подорожал на два процента.
Разработку системы анализа ценообразования на оптовом рынке нефтепродуктов ФАС оценила в полтора с лишним миллиона рублей. Как пояснил "РГ" замруководителя антимонопольного ведомства Анатолий Голомолзин, речь идет о программном комплексе, который позволит смоделировать ту или иную ситуацию и сделать вывод: был ли факт нарушения антимонопольного законодательства или нет.
"Например, мы хотим понимать, может ли приостановка работы нефтеперерабатывающих заводов в связи с ремонтом стать причиной роста стоимости топлива, и насколько в этом случае могут повыситься цены", - уточнил Голомолзин.
Новая система позволит быстрее анализировать ситуацию и оперативнее реагировать на то, что происходит на рынке, надеются в ФАС. Сейчас эту работу приходится делать вручную. На это уходит масса времени.
Анатолий Голомолзин упомянул, что у антимонопольного ведомства уже есть ряд вопросов по текущей ситуации на оптовом рынке нефтепродуктов. "Пока они не дают оснований возбуждать дело, но определенная озабоченность имеется", - констатировал собеседник "РГ".
Оптовый рынок нефтепродуктов у ФАС на особом контроле. Там правят бал крупные игроки - четыре-пять самых больших вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов). Естественно, возникает соблазн устанавливать свои правила игры. Развитию конкуренции препятствуют высокие экономические барьеры входа на рынок.
"Чтобы построить, к примеру, НПЗ, нужны большие инвестиции. Чтобы эксплуатировать - необходим доступ к ресурсу - нефти, а он практически весь находится у крупных вертикально-интегрированных компаний", - констатирует Голомолзин.
Иногда барьеры, по его словам, возникают из-за нормативных ограничений. Поэтому антимонопольная служба подготовила предложения о снятии требования к компаниям, которые хотят получить доступ к трубопроводной транспортировке нефтепродуктов, иметь в собственности НПЗ.
"Кроме того, обсуждается законопроект ФАС об обороте нефтепродуктов, где прописаны стимулы для развития конкуренции на этом рынке, - напомнил Анатолий Голомолзин. - В частности, для создания равных условий работы независимых компаний и ВИНК, последним предлагается организационно обособить бизнес по оптовой и розничной продаже нефтепродуктов".
Топливо в России дорожает постоянно. "Если смотреть в разрезе трех последних лет, то рост цен на бензин на 30 процентных пунктов опережает удорожание всех остальных товаров и услуг, - говорит начальник управления статистики цен и финансов Росстата Ларина Кобринская. Сейчас ситуация похожая. В сентябре бензин подорожал на два процента, тогда как индекс потребительских цен поднялся на 0,6 процента. Так что расслабляться автомобилистам не приходится.
"Для роста цен сейчас есть объективные причины, - говорит президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. Во-первых, высокие цены на нефть на мировом рынке. Во-вторых, сезонный фактор: все готовятся к зиме, запасают топливо.
Есть проблема с тем, что нефтеперерабатывающие заводы расположены очень нерационально. "Половина мощностей размещена вдоль Волги. Это себя оправдывало, когда был развит водный транспорт. Сегодня - ситуация другая. Бензин возят по железной дороге. А тарифы таковы, что пока он доезжает, к примеру, из Перми до Сургута, становится в два раза дороже", - замечает Шмаль.
Влияет на цены и глубина переработки нефти. По этому показателю Россия занимает 67 место в мире. Американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, а мы - всего 140. Конечно, там и цены ниже.
В сентябре глава Минэнерго Александр Новак на правительственной комиссии по ТЭК предупредил, что в стране может возникнуть ситуация с нехваткой бензина из-за роста спроса на топливо и остановки на ремонт целого ряда НПЗ. Возможный дефицит на октябрь оценивался в 400 тысяч тонн. Это тоже могло бы сказаться на ценах
Однако Лариса Кобринская говорит, что предпосылок для дефицита, судя по данным Росстата, нет. Геннадий Шмаль согласен: "На ремонт НПЗ в России уходит слишком много времени, притом, что заводы останавливают каждый год. Но наши мощности все равно позволяют обеспечить рынок топливом настолько, чтобы дефицита не было. Если он появится, причину нужно будет искать в отсутствии должного контроля за ситуацией и неэффективности управленческих решений", - резюмирует эксперт.