О том, что РЖД ограничивала перевозку грузов в адрес портов Черного моря — Туапсе и Новороссийска, ссылаясь на необходимость перевозить грузы для строительства олимпийских объектов в Сочи, «Ведомостям» рассказали представители Туапсинского морского торгового порта (ТМТП, входит в UCL Ports Владимира Лисина) и НМТП.
В первом полугодии ТМТП было отказано в перевозке около 780000 т грузов (около 5% общей перевалки), рассказывает представитель порта. В результате порт не смог перевалить грузы, об отправлении которых договорился только в конце 2011 — начале 2012 г., — горячебрикетированное железо, чугун в чушках, стальные рулоны, уточняет собеседник. В первом полугодии РЖД пять раз вводила ограничения на погрузку в порту Туапсе, добавляет он. Из-за первоочередных поставок грузов для олимпийских строек РЖД уменьшила объем приема грузов «дочки» «Роснефти» — «РН-Туапсенефтепродукта» (владеет терминалом в порту Туапсе) на 100000 т ежемесячно, говорится в отчетах «Роснефти» за I-III кварталы 2012 г. Выходит, компания недогрузила 1,2 млн т в год — это 17% от годового грузооборота «РН-Туапсенефтепродукта». Прецеденты, когда РЖД не согласовывает заявку на отправку груза в порт, были, но осенью ситуация нормализовалась, сказал лишь представитель НМТП.
Представитель РЖД утверждает, что монополия сейчас согласовывает все заявки в направлении портов Новороссийска и Туапсе в полном объеме. Были ли проблемы в течение года, он не говорит. Из-за сокращения числа пассажирских поездов по направлению к Сочи и обратно у РЖД даже появился резерв для увеличения объема грузов для отправок в порты Черноморского бассейна: если летом на участке было 35-37 пар пассажирских поездов, то сейчас в связи с завершением курортного сезона их число сократилось до 14, подчеркивает собеседник.
Еще осенью прошлого года начальник дирекции Северо-Кавказской железной дороги Алексей Черняев просил директора по коммерческой работе и эксплуатации ТМТП Олега Кошелева учесть дефицит пропускных способностей участка Белореченская — Туапсе Северо-Кавказской железной дороги при формировании бюджета продаж (копия письма от 13 сентября 2011 г. есть у «Ведомостей»). Во второй половине 2012 г. «согласование будет производиться в полном объеме», подчеркивал Черняев. Этого не произошло — августовские заявки удовлетворялись не полностью, рассказывает представитель UCL Ports. Существуют ли проблемы сейчас, он не уточнил.
Ни представитель РЖД, ни представитель ГК «Олимпстрой» не смогли объяснить, по чьей инициативе грузы для олимпийской стройки получили право приоритетного проезда по железной дороге. Представитель «Олимпстроя» лишь сообщил, что всего для строительства объектов нужно было поставить 94,8 млн т грузов, а по состоянию на ноябрь поставлено 80 млн т.