Несмотря на большие запасы в регионе отходов лесопереработки, котельные, работающие на биотопливе, не получили большого распространения.
Еще четыре года назад эксперты приводили цифры: при переводе котельных с мазута и угля на щепу производитель тепла выигрывает тысячу рублей на каждой гигакалории. Тогда даже был разработан проект распоряжения правительства, согласно которому к 2013 году в округе должны были поэтапно заменить такой вид привозного топлива, как каменный уголь, на отходы лесопиления, древесные пеллеты и брикеты. В результате реализации этих мероприятий уже зимой 2010-2011 годов завоз угля планировалось сократить на 44 процента, в 2011-2012-м - наполовину, а в текущем отопительном сезоне полностью перейти на использование местных, возобновляемых видов топлива: 35 тысяч тонн угля, завозимых ежегодно в регион, заменили бы 40-50 тысяч тонн пеллет. И производство их на территории округа ведется.
Однако реализация проекта пошла не так споро, как планировалось: сейчас в автономии насчитывается только 19 котельных, работающих на древесной щепе, пеллетах и дровах. Более сотни по-прежнему используют привозимый издалека уголь, еще около двух десятков - нефть.
- И хотел бы сказать, что биотопливо дешевле, но не получается, - рассуждает Виктор Нанака, первый заместитель директора департамента строительства, энергетики и ЖКХ Югры. - Казалось бы, масса лесов дает прекрасную возможность, но мы просчитали: очень удобные и чистые пеллеты все же чуть дороже, чем уголь, а их теплоотдача несколько ниже. Кроме того, использовать такое топливо в условиях Севера выгодно только тогда, когда его запасы находятся в пределах 100 километров от котельной. Если дальше, то завозить их становится слишком дорого, что сказывается на стоимости гигакалории и невыгодно для потребителя.
А еще биотопливо требует особых условий хранения. Его не рассыплешь под открытым небом кучей. Например, в прошлом году в Ханты-Мансийском районе работали на пеллетах две котельные. Для них закупили 400 тонн топлива. Представьте себе эту массу - легкую, но весьма объемную, к тому же боящуюся влаги. Для нее нужны специальные склады.
К слову, их отсутствие стало одной из причин коммунального коллапса в поселке Коммунистическом (напомним, "РГ" писала о том, что после перевода местной котельной на древесные отходы улицы буквально засыпало сажей). Помимо технологических нарушений, допущенных при строительстве ради удешевления проекта, здесь еще и забыли о качестве топлива, загружая в котлы сырую щепу, которая не до конца сгорала. Суровые меры, принятые к тем, кто это безобразие допустил, подействовали: нарушения устранили, летом построили хранилище. Но ставшая притчей во языцех история оттолкнула других от желания модернизировать систему отопления.
Впрочем, совсем от идеи перехода на биотопливо в Югре не отказываются. По словам Виктора Нанаки, соответствующая программа по-прежнему готовится. Но в нее планируют включать лишь те котельные, которые находятся в зоне деревообработки. Пока не ясно, чему именно отдадут предпочтение - пеллетам или щепе (она, конечно, дешевле). А закупленная недавно в Советском районе импортная щеподробильная машина уже продемонстрировала, как можно сократить процесс подготовки сырья. За сутки она способна подготовить 200 кубометров топлива, причем в дело пойдут и обрезь лесопереработки, и даже целый снесенный деревянный дом. Да, теплоотдача будет немного ниже, но зато не надо тратиться на утилизацию древесных отходов. Пусть муниципальные экономисты рассчитают, что выгоднее.
Это перспектива, по мнению руководства профильного департамента, в основном для небольших и удаленных населенных пунктов, в которые неудобно и дорого завозить уголь. Тем не менее в феврале будущего года заработает 20-я котельная в округе, которую переводят на щепу. Она расположена в поселке Междуреченском - центре Кондинского района.