Победа газовых лоббистов
ФЭК смягчила концепцию реформирования газового рынка
А между тем документ предполагал настоящую газовую революцию: выделить из системы "Газпрома" рынок сбыта газа, передав его в руки частных компаний-перепродавцов газа, не связанных с газовым монолистом. Так, согласно постановлению N1021 акционерные общества "Газпром", "Якутскгазпром", "Норильскгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" и их "дочки" теряли право продавать газ самостоятельно: отныне они должны были продавать добываемый газ "независимым оптовым покупателям" по устанавливаемой государством оптовой цене.
На этом революционность документа не заканчивалась: согласно постановлению, государство должно было регулировать лишь оптовые цены на газ, тарифы на его транспортировку по магистралям и газораспределительным сетям и розничные цены для населения. Прочие же розничные цены могли свободно устанавливать независимые перепродавцы. Реформу предлагалось начать уже во втором-третьем кварталах 2001 года и провести в два этапа. На первом этапе, помимо проведения вышеперечисленных мероприятий, предлагалось создать несколько независимых от "Газпрома" компаний, транспортирующих "газпромовский" газ, а на втором этапе - продолжить либерализацию цен на газ, постепенно ограничивая сферу госконтроля за газовой отраслью. В четвертом квартале ФЭК должна была доложить о результатах воплощения документа в жизнь.
Первым на постановление 1021 отреагировал глава "Газпрома" Рем Вяхирев - в январе он прислал в правительство письмо, в котором с просьбой отменить документ (иначе мы получим Приморский кризис в европейской части России, объяснял глава "Газпрома" премьеру Касьянову). Аналогичные письма с просьбой отменить чересчур либеральное постановление пришли из Минэнерго и из аппарата главы президентской администрации Александра Волошина. Но постановление не отменили, и дата его реализации приближалась. 16 апреля Федеральная энергетическая комиссия направляет в правительство просьбу отменить документ, прилагая к нему новую и менее радикальную концепцию реформирования газового рынка. В ФЭК считают, что постановление N1021 не решило бы проблему развития конкуренции на рынке газа, так как по нему разрешалось торговать газом обычным покупателям-перепродавцам. В соответствии же с концепцией, представляемой ФЭК, торговать газом могут только его производители.
РосБизнесКонсалтинг