Тесная интеграция
В Москве не исключают, что "Каспийская пятерка" может превратиться в структуру по региональному сотрудничеству
Как сообщает Media-Press со ссылкой на заместителя министра иностранных дел РФ, специальный представитель президента России по Каспию Виктор Калюжный, первая в истории встреча глав пяти прикаспийских государств, намеченная на осень, "призвана стать этапным событием". По мнению Калюжного, встреча "даст мощный импульс развитию сотрудничества на Каспии и будет способствовать укреплению регионального мира и стабильности".
По его словам, ожидается, что Каспийский саммит завершится подписанием Декларации, в которой будут отражены общие позиции его участников по актуальным вопросам международной жизни и ситуации в регионе, базовые принципы нового правового статуса Каспийского моря. "У прикаспийских государств много общих интересов", - отметил Калюжный. Это, по его мнению, и предполагает превращение "каспийской пятерки" в региональную структуру многостороннего сотрудничества. Какие конкретные формы она при этом приобретет, "покажет будущее", - сказал Калюжный.
MEDIA-PRESS: Нетрудно заметить, что за заявлением Калюжного ничего, кроме псевдодипломатии, не кроется. Никто не станет спорить, что у пяти прикаспийских стран "много общих интересов" /естественно, связанных с Каспием и потому разнонаправленных/. И именно в силу этого в ближайшей перспективе не стоит ожидать превращения так называемой "каспийской пятерки" в региональную структуру по сотрудничеству. Да и саммит в Туркменистане, если он, наконец, состоится, вряд ли станет, как утверждает Калюжный, "этапным событием" и "даст мощный импульс развитию сотрудничества на Каспии, будет способствовать укреплению регионального мира и стабильности". Для этого необходимо в первую очередь, чтобы все прикаспийские страны выработали согласованную позицию по правовому статусу моря. Кстати,до сих пор между сторонами нет согласия даже в таком основополагающем вопросе- считать ли Каспий морем или озером. А это принципиально важно, поскольку от этого зависит,как делить ресурсы, водную поверхность, как определять национальные сектора и территориальные воды.
Кроме того, отношения между соседями по Каспию, имеются в виду Азербайджан, с одной стороны,Туркменистан и Иран, с другой,не способствуют тому, чтобы уповать на успех на саммите прибрежных государств.
Правда, не исключено, что в ходе визита в Иран президента Азербайджана может произойти прорыв в двусторонних отношениях. На такую мысль наталкивают некоторые нюансы в реакцииофициального Баку на последние провокации иранских ВВС, вернее, почти полное отсутствие реакции на неоднократные нарушения воздушного пространства Азербайджана. И дело, наверное,не только в нежелании обострять отношения накануне визита. По некоторым сведениям, в ходе визита Г.Алиева в Иран планируется подписать около полутора десятков соглашений о сотрудничестве в разных сферах. И если таковое произойдет, то это можно будет назвать в какой-то мере прорывом в отношениях между двумя странами. Хотя история последнего десятилетияпомнит и другие азербайджано-иранские соглашения, так и оставшиеся на бумаге.
Одно можно сказать с уверенностью: Тегеран не отступится, по крайней мере в ближайшие годы, от своего требования "нарезать" Каспий поровну - по 20 процентов каждой стране. Во-первых, это требование никого ни к чему не обязывает, поскольку не имеет юридической силы. Зато - дает возможность Тегерану претендовать на некоторые спорные с Азербайджаном месторождения в южном Каспии. Такое поведение, соответственно, развязывает руки Ашгабадус его поползновениями нанекоторые азербайджанские месторождения. Россию и Казахстан такая ситуация если и не устраивает, то и не тревожит, так как это никак не отражается на их интересах /благо с Азербайджаном у них споров нет/. И заявления о том, что "Иран и Россия подтвердили твердую приверженность конструктивному взаимодействию с другими прикаспийскими государствами "в интересах формирования прочной правовой дружбы, добрососедства и сотрудничества на Каспии", /заявлено после визита в Москву замминистра иностранных дел Ирана Али Ахани/- это тоже не более, чем декларация. Таким образом, каждая из прикаспийских стран остается при своем мнении. А спорные месторождения могут и подождать, как ждут уже несколько лет. До них очередь пока не дошла.