Непотопляемыый спикер
Геннадий Селезнев остается на посту спикера Госдумы
Пленум ЦК принял самое парадоксальное, и в тоже время самое предсказуемое решение. С одной стороны, товарищи по партии 74 голосами ?за? при 15 ?против? заявили о необходимости ухода Селезнева с поста председателя Думы. С другой стороны, еще до голосования члены ЦК договорились, что решение будет носить рекомендательный характер. То есть вне зависимости от совета партии Селезневу была предоставлена возможность самостоятельно решить вопрос о своей дальнейшей трудовой деятельности, при этом все члены ЦК знали, каким именно будет его выбор.
В результате этого компромисса КПРФ как бы сохранила лицо, заодно позволив Селезневу остаться спикером. Но на самом деле в партии произошел глубокий раскол.
По информации от членов ЦК, события на пленуме развивались следующим образом. Сначала со вступительной речью выступил лидер партии Геннадий Зюганов. Он напомнил об обстоятельствах, в которых руководство НПСР объявило о необходимости отставки Селезнева с поста спикера, и изложил все возможные варианты решения, которое мог бы принять пленум. Затем с короткой речью выступил сам Селезнев. Он объяснил соратникам по партии, почему считает необходимым остаться на посту председателя Думы в сложившихся нелегких для КПРФ условиях. Но главным в речи Селезнева было заявление о том, что он подчинится решению пленума, каким бы оно ни было.
После этого пленум заслушал около 50 выступлений руководителей региональных организаций партии. По словам наших информаторов, на этом этапе обсуждения судьбы Селезнева расклад сил оказался примерно равным ? около половины членов ЦК выступили в поддержку линии Зюганова на уход партии в жесткую оппозицию власти, другая половина сочла доводы Селезнева вполне разумными и поддержала его позицию. Поняв, что дело может закончиться расколом прямо на пленуме, Зюганов начал искать почву для компромисса и после примерно полутора часов дополнительных консультаций с руководством партии ? исключительно членами президиума ЦК ? и родился тот вариант выхода из, казалось бы, патовой ситуации, о которой уже сказано выше.
Примечательно, что эта двойственность сохранена во всех решениях пленума.
Как уже сообщала ?Газета.Ru?, пленум не мог просто решить судьбу Селезнева, объявив, может тот или не может остаться спикером. Руководству партии необходимо было публично поддержать или скорректировать заявление Геннадия Зюганова о переходе партии в жесткую оппозицию власти. И как бы странно это ни выглядело, но разрешив Селезневу безнаказанно остаться спикером (то есть, по терминологии самого Зюганова ? ?остаться прикрывать своим авторитетом и авторитетом партии этот режим?), пленум ЦК параллельно подтвердил заявление лидера партии о переходе КПРФ в жесткую оппозицию и о начале формирования ?теневого кабинета?. А чтобы у рядовых товарищей по партии эти решения не вызвали раздвоения личности, пленум поручил фракции КПРФ продолжать активную работу в Думе ?по отстаиванию интересов простого труженика?. Как пояснил по окончании заседания сам Геннадий Зюганов, фракция КПРФ продолжит конструктивную работу в Думе, будет вносить и обсуждать законопроекты и вообще вести себя вполне прилично и цивилизованно. А что касается личного решения Селезнева, то Зюганов прокомментировал его так: ?в любой обстановке государственные люди выбирают ту позицию, которую считают целесообразной в данный момент времени?.
Любопытно, как сам Селезнев объяснил свое решение остаться. Он не стал комментировать собственное обещание подчиниться любому решению партии. Вместо этого спикер пояснил, что на нем ?лежит большая государственная нагрузка, которую сразу не бросишь и не оставишь?. В качестве примера этой нагрузки Селезнев перечислил пять или шесть постов (?член Совета безопасности России, глава союзного парламента России и Белоруссии, ...?), которые он занимает потому и только потому, что является председателем Думы. Впрочем, лучше хоть такое объяснение, чем вообще никакого.
Казалось бы, конфликт исчерпан, победила дружба. Однако на самом деле с найденным на пленуме компромиссом согласны далеко не все члены ЦК.
И хотя Селезнев заявил на прямой вопрос о расколе, что ?ни о каком расколе не может быть и речи?, по информации ?Газеты.Ru?, в ближайшие дни московская городская организация КПРФ может поставить вопрос об исключении Геннадия Селезнева из рядов Компартии. Дело в том, что демократический централизм никто в КПРФ не отменял, и сегодняшнее решение пленума, точнее ? реакция на него Селезнева ? входит в противоречие с уставом партии, который гласит, что решения партии обязательны для любого коммуниста. Пленум рекомендовал коммунисту оставить пост спикера, а он не подчинился ? так трактует ситуацию устав КПРФ. Кое-кто из членов ЦК готов закрыть на это глаза, признав, что решение пленума было принято с оговоркой. Однако ряд других членов ЦК, и прежде всего из московской городской организации, ?не намерены ради трудоустройства г-на Селезнева поступаться принципами?.