Переход к евро неизбежен
В среду вице-премьер Виктор Христенко подтвердил, что идея перевода расчетов за нефть
Доля расчетов в евро при поставках на экспорт российских углеводородов и другого сырья будет возрастать, заявил в среду Виктор Христенко. По его словам, движение в сторону валютной диверсификации контрактных поставок является закономерным, поскольку способствует диверсификации рисков поставщиков. Христенко в среду подтвердил слова министра энергетики Игоря Юсуфова о том, что переход на евро в нефтяных контрактах не будет насильственным.
Любовь к доллару в осуществлении расчетов раньше была действительно обоснованной. Во-первых, доллар до сих пор расценивался как стабильная валюта, дающая достаточную степень надежности, а во-вторых, биржевые котировки на нефть различных марок устанавливаются в долларах. Сейчас, как считают в Белом доме, актуальным стал вопрос устойчивости доллара и то, насколько прочную базу он дает для развития взаимоотношений российских поставщиков с европейскими потребителями. А значит, все может измениться.
Переход на евро в торговле имеет гораздо более важное для России значение, чем простое хеджирование валютных рисков. Дело в том, что существует связь между валютой торговых потоков и валютой прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Использование евро в торговле, таким образом, должно привести к росту таких инвестиций из Европы. На пути этого инвестиционного потока стоят три главных препятствия - риски самого предприятия, политические риски и риски валютные. За время после написания записки произошло главное - значительная часть политических рисков была снята: повышение инвестрейтинга со стороны агентства Moody's зафиксировало этот факт. Переход на евро позволит снять второй риск для европейских инвесторов - валютный. Останется лишь тот, которого не удалось избежать еще ни одному предпринимателю. Но тогда на стороне в пользу авторов записки был еще один аргумент - нефтяной. Рост цен на топливо на стыке веков ударил по европейским потребителям гораздо сильнее. Падение курса новой валюты усилило эффект повышения цены, зафиксированной в долларах. В 2002 году ситуация радикально изменилась. В последние два года рост курса европейской валюты, наоборот, снизил эффект высокой цены на нефть. Но собственно нефтяной аргумент сегодня, как и два года назад, не играет столь важной роли. "Макроэкономические преимущества перехода на евро безусловно перевешивают все потери, связанные с удорожанием импорта нефти для региона", - уверен Леонид Мирзоян, аналитик Deutsche Bank.
ОПЕК свое слово на этот счет уже сказала. Картель продолжит осуществлять расчеты в торговле нефтью в долларах США, заявил президент ОПЕК Абдулла аль-Аттиях. По его словам, ОПЕК вряд ли будет производить торговлю нефтью в евро после неудавшихся несколько десятилетий назад попыток перевода своих контрактов в различные конвертируемые валюты. "ОПЕК 30 лет пыталась включить в нефтяную корзину несколько мировых валют, но затея окончилась неудачей", - напоминает аналитик "Тройки Диалога" Валерий Нестеров. "Мы пробовали - это очень трудно осуществить", - сказал аль-Аттиях. Вместе с тем представители российских нефтяных компаний уже заявили, что готовы реализовать идею российских властей.