Украина и США: дружба начинается с нефтевышки
Подписание меморандума между ГАО "Черноморнефтегаз" и Hunt Overseas Oil Company можно рассматривать как предпосылку политического сближения позиций руководства Украины и США, фундаментом которых могут стать экономические интересы.
Во-первых, украинская и американская компании документально оформили намерения начать совместную деятельность по поиску и разработке нефти и газа в глубинных водах Черного моря. При этом компании намерены заключить с правительством Украины обоюдно приемлемое соглашение о распределении продукции. Момент важный, так как фактически руководство "Черноморнефтегаза" начало этот процесс еще до обнародования договоренностей с американцами.
Так, в частности, президент ГАО
"Черноморнефтегаз" Игорь Франчук еще в конце октября заявлял о необходимости привлечения крупных зарубежных инвестиций для увеличения добычи газа в регионе к 2010 г до 4,5 млрд. куб. в год. При этом в качестве законодательной платформы для привлечения иностранных инвесторов, по его мнению, может выступить Закон Украины "О соглашениях по разделу продукции" (СРП).
Кстати, на базе этого документа в Минтопэнерго готовится вторичная законодательная база для использования механизма СРП в нефтегазовой отрасли. Речь идет о разработке специального правительственного постановления и других подзаконных актов, которые позволят отнести морские месторождения нефти и газа к объектам хозяйственной деятельности, подпадающими под действие Закона Украины "О соглашениях по разделу продукции".
По мнению отраслевых экспертов, существует высокая степень вероятности того, что правительственные чиновники форсируют подготовку этих документов. Катализатором такой активности может выступить не только соглашение "Черноморнефтега"- Hunt Overseas Oil Company", но и меморандум о создании совместного предприятия между "Нефтегазом Украины" и польской компанией Polskie Gornictwo Naftowe I Gazownictwo S.A. (PGNiG).
Хотя совместная деятельность этого предприятия будет осуществляться не в Украине (предполагается, что основной объем подрядов придется на энергетику и включит в себя оценку состояния нефтяной и газовой инфраструктуры Ирака, восстановление газо- и нефтепроводов, мощностей по хранению и перевалке нефти), для правительства факт договоренностей НАК ?Нефтегаз Украины? и PGNiG будет дополнительным мотивом по созданию вторичной законодательной базы для использования механизма СРП в нефтегазовой отрасли.
Во-вторых, в данном случае речь идет о подписании договоренностей между компаниями, находящимися под покровительственной опекой руководства обеих стран. То, что это относится к украинской компании, возглавляемой Игорем Франчуком (на данный момент народным депутатом Украины, входящим в парламентскую фракцию СДПУ/о/. В прошлом же глава ?Черноморнефтегаза? был зятем Президента Украины Леонида Кучмы), в Украине широко известный факт.
Аналогичные характеристики могут быть применены и к американской компании Hunt Overseas Oil Company, штаб-квартира которой находится в родном для Президента США Дж.Буша - штате Техас. Однако место расположения головного офиса компании ? не единственный момент, свидетельствующий о близости руководства Hunt Overseas Oil Company к Президенту США.
Для украинской публики в отечественной прессе Hunt Overseas Oil Company была презентована как крупнейшая частная нефтегазодобывающая компания в США, работающая в США, Канаде, Йемене и Перу. И этим сообщением официальная информация о ней исчерпывается. Вместе с тем, по данным зарубежных источников (например, британской Independent), известно, что строительством газопровода Camisea в Перу занимаются крупные американские компании Hunt Overseas Oil Company, Kellogg Brown & Root (KBR) и Halliburton. При этом упоминаются связи данных компаний с администрацией Президента США:
Хант - председатель совета директоров компании Hunt Overseas Oil Company, упоминается как крупный финансовый донор предвыборной кампании Президента США Дж.Буша;
руководство Kellogg Brown & Root упоминается как связанное дружескими связями с вице-президентом США Д.Чейни;
компания Halliburton называется как бизнес-структура, находящаяся под полным контролем вице-президента США Д.Чейни.
Последнее обстоятельство весьма любопытно, так как именно Halliburton совсем недавно оказывала украинской стороне консультативные услуги по использованию нефтепровода "Одесса-Броды" для транспортировки нефти в Европу. Не исключено, что именно эти обстоятельства и повлияли на особую позицию США по этому проекту, которая диаметрально противоположна позиции представителей РФ, ратующих за реверсивное использование мощностей украинского нефтепровода.
Таким образом, подписание меморандума между ГАО "Черноморнефтегаз" и Hunt Overseas Oil Company можно рассматривать как предпосылку политического сближения позиций руководства Украины и США, фундаментом которых могут стать экономические интересы указанных компаний в нефтегазовой отрасли. Разумеется, если сотрудничество между украинской и американской компанией будет иметь логическое продолжение и не ограничится декларацией намерений о сотрудничестве. Помешать этому может не только неурегулированность вопросов с российскими нефтяниками по эксплуатации нефтепровода "Одесса-Броды", но и конфликт между Украиной и РФ, связанный с событиями вокруг о.Тузла. От того, каким образом он будет разрешен, во многом зависит, какая часть шельфа Черного и Азовского морей достанется Украине.
Естественно, что в РФ будут отстаивать право своей юрисдикции на определенные участки шельфа с учетом данных геологической разведки о запасах нефти и газа в данном регионе. (На разработку данных месторождений претендует российская НК "ЛУКойл". Не исключено, что интерес к разработке месторождений обнаружится и у НК "Роснефть").
Кроме того, конфликт вокруг о. Тузла может реанимировать территориальный спор между Украиной и Румынией, связанный с определением принадлежности о.Змеиный и делением шельфа Черного моря. По оценкам экспертов, этот участок также богат углеродным сырьем и может быть объектом совместной разработки ГАО "Черноморнефтегаз" и Hunt Overseas Oil Company. На актуальный момент территориальные споры с соседними государствами создают неблагоприятные условия для развития экономического сотрудничества между Украиной и США в нефтегазовой отрасли. Однако, с другой стороны, в случае политического сближения двух государств, при посредничестве США, некоторые из них могут быть урегулированы. В первую очередь это относится к территориальным спорам с Румынией, на позицию которой могут повлиять не только США, но и Европейский союз.
Добиться желаемого результата с РФ будет сложнее. Однако и здесь политическое посредничество США может быть полезным. Ведь именно от США во многом зависит то, смогут ли российские нефтяные компании вернуть себе права на разработку нефтяных месторождений в Ираке (а на это претендует та же НК "ЛУКойл") и в каком объеме. Таким образом, при умелом использовании существующих предпосылок украинско-американского экономического сотрудничества, Украина может параллельно решить внешнеполитические задачи, а Президент Украины ? и внутриполитические (связанные с решением вопроса о передаче "преемнику" и принятия провластного варианта президентских выборов администрацией США).