Россия переживает редкий период покоя и процветания, и главная забота президента Владимира Путина и его правительства ? как бы что-нибудь не подорвало их рейтинги в середине второго срока президентства и накануне передачи власти в 2008 году.
В год политического затишья перед битвой на выборах-2008 правительство полностью сосредоточилось на главной задаче - сохранить высокий уровень общественной поддержки и упускает момент для реформ, констатируют зарубежные эксперты. Ожидается, что борьба между политическими соперниками начнется в течение года, а закулисные маневры с целью найти угодного Кремлю кандидата на место Путина, возможно, уже идут, сообщает Reuters.
Сегодня, когда воспоминания о расчленении ЮКОСа потускнели, господствует твердая уверенность в том, что Кремль полон решимости помириться с крупным бизнесом и не хочет проводить непопулярные реформы.
По мнению экономистов, российская экономика, темпы роста которой превышают 5%, могла бы расти быстрее, если бы правительство провело структурные реформы: установило рыночные тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве и обуздало огромные монополии вроде "Газпрома". Но аналитики считают, что правительство умышленно тормозит реформы. "Они будут старательно избегать всего, что может сказаться на популярности режима, - заявил Reuters Влад Собелл, старший экономист Исследовательского института Daiwa. - В настоящее время им не надо ничего делать, так как с экономикой все хорошо".
В этом году разногласия между министром экономики Германом Грефом, и премьер-министром Михаилом Фрадковым были настолько острыми, что пошли слухи об отставке либо одного, либо другого. Однако либералы и сторонники жесткой линии - силовики - похоже, пришли к единому мнению по поводу необходимости поддерживать атмосферу внешнего спокойствия, чтобы не иметь лишних проблем с электоратом.
В будущем, однако, придется дорого заплатить за откладывание реформ в период, когда Россия купается в нефтедолларах и может заложить основы диверсифицированной экономики. Если цены на нефть упадут, проводить реформы может оказаться труднее, учитывая давление на государственные финансы. "Цена в 60 долларов за баррель может оказаться рецептом затяжной стагнации. С другой стороны, проводить реформы легче в то время, когда есть возможность дать людям компенсацию, чем когда пирог уменьшается", - отметил Макфархар.
Россия сидит на мешке с деньгами, в последние годы разбухшем благодаря экспорту природных ресурсов - нефти и газа, продолжает тему International Herald Tribune (перевод Inopressa.ru). Недавний рост цен на энергоносители ускорил наращивание национальных резервов, позволяющее бывшей коммунистической стране чувствовать себя комфортно.
Из доклада, опубликованного в прошлом году Международным энергетическим агентством, явствует, что перед Россией стоят две серьезные проблемы. Ее долгосрочные экономические перспективы зависят от повышения конкурентоспособности продукции, от самолетов до стали. А ее огромные энергетические ресурсы потребуют инвестиций более 900 млрд долларов до 2030 года, чтобы поток нефти и газа не иссяк.
Но пока Путину не удается обеспечить себе гарантии на будущее, если главный источник доходов иссякнет. Аналитики утверждают, что Россия должна избавиться от почти тотальной зависимости от нефтегазовых доходов через диверсификацию, от совершенствования транспортной системы до содействия мелкому бизнесу.
На долю 10 крупнейших промышленных групп вместе с контролируемыми государством газовой и электрической компаниями приходится примерно половина объема промышленного производства, говорится в новом докладе Организации экономического сотрудничества и развития.
Но хотя страна добилась "огромной" диверсификации в сфере услуг, этого не произошло в сфере промышленного производства и экспорта, отметил Вильям Томпсон, ведущий экономист ОЭСР по России: "Россия в значительной мере зависит от небольшого количества экспортных товаров, и в последние годы эта зависимость усилилась".
В 2004 году корпоративные прибыли таких компаний, как "Газпром", "Лукойл" и "Сибнефть" в сумме составили почти 28 млрд долларов, и это больше чем вдвое превышает прибыли 2002 года. К концу нынешнего года резервы центрального банка достигнут 150 млрд долларов.
При таком богатстве, считают экономисты, Путин с легкостью мог бы залезть в стабилизационный фонд и модернизировать инфраструктуру, в частности сети энергоснабжения, дороги, порты, железнодорожные пути и аэропорты.
У него, предупреждают они, нет большого запаса времени.
...
Даже рекордные цены на нефть не позволяют Путину обеспечить себе гарантии на будущее
Россия переживает редкий период покоя и процветания, и главная забота президента Владимира Путина и его правительства - как бы что-нибудь не подорвало их рейтинги в середине второго срока президентства и накануне передачи власти в 2008 году