13 сентября 2005 года Председатель Комитета ГД по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев принял участие в совещании с работниками газовой отрасли, избранными депутатами законодательных органов власти субъектов РФ, которое состоялось в ОАО Газпром, сообщает пресс-служба комитета.
На совещании рассматривались вопросы влияния депутатского корпуса на формирование регионального законодательства и бюджетов в условиях реформирования местного самоуправления, а также юридические аспекты правового обеспечения оплаты газа бюджетными потребителями и населением.
Валерий Язев обозначил приоритеты в законотворческой деятельности профильного комитета Госдумы по регулированию газовой отрасли РФ.
Основное содержание текущего этапа - восполнение законодательных пробелов на основе системных требований с учетом баланса федеральных, региональных и местных норм и правил, - сказал В.Язев. - Налицо объективная тенденция к усилению роли федерального законодательства в тех областях, где имеют место общенациональные экономические процессы. Однако надежность и качество работы всей системы газоснабжения зависит от множества вопросов, решаемых на региональном и местном уровнях.
В Государственной Думе проблемам и нуждам газовой отрасли уделяется большое внимание. В июле Государственной Думой было принято Обращение к Председателю Правительства М.Е. Фрадкову по вопросу о ценах на газ, поставляемый в страны СНГ и Балтии.
На осеннюю сессию Думы Комитетом по энергетике, транспорту и связи запланировано проведение двух парламентских слушаний по газовой тематике "О законодательном обеспечении функционирования рынка газа для промышленных потребителей, "О законодательном обеспечении реализации нефтегазовых проектов на шельфе северных морей Российской Федерации с учетом международного опыта".
В числе приоритетных в работе Комитета остается закон "О магистральном трубопроводном транспорте". Он включает вопросы государственного регулирования транспортной инфраструктуры, принципы установления тарифов и организации инвестиций, регулирование трубопроводных систем как субъектов естественных монополий. Но этим, по словам В.Язева, значение законопроекта не ограничивается. Перемещение добычи в новые районы требует развития транспортной инфраструктуры. К 2020 году потребуется обновить свыше двух третей ресурсной базы отрасли, что означает необходимость продвижения работ в Восточную Сибирь и на Дальний Восток.
Должна быть продолжена законодательная работа по вопросам использования газа в качестве моторного топлива, рациональному использованию и утилизации попутного газа.
Весной Правительство внесло в Думу проект новой редакции закона "О недрах". Уже сейчас, на этапе предварительного рассмотрения, к нему есть много вопросов и замечаний. Так, следует предусмотреть проведение геологоразведочных работ за счет средств недропользователей в обмен на право пользования полученными результатами (так называемые сквозные лицензии). На рассмотрении в Думе также находятся Лесной и Водный кодексы. Оба законопроекта приняты в первом чтении в апреле этого года. Но именно замечания и дополнения ко второму чтению определяют содержание законопроекта.
Предметом внимания депутатов является и реформа налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в части углеводородного сырья. Комитет по энергетике последовательно проводит линию на дифференциацию НДПИ с учетом объективных факторов. Налоговый режим должен отражать этапность разработки месторождений для обеспечения комплексного, рационального освоения запасов. В Правительство будут направлены предложения о снижении ставки НДПИ для новых месторождений.
Газовый комплекс сегодня первоочередной объект реструктуризации, - заявил В.Язев, - Поэтапное снятие административных ограничений и расширение действия рыночных механизмов будет способствовать преодолению сложившихся диспропорций развития отрасли. Сохранение государством позиции контролирующего акционера ОАО Газпром необходимо для проведения сбалансированной ценовой политики в отдельных секторах газового рынка.
Депутат назвал основные этапы программы либерализации ранка газа: создание правил работы рынка, включая вопросы биржевой торговли, оптимизация состава ценовых зон и дифференциации цен между ними, введение сезонных и иных надбавок, ликвидация перекрестного субсидирования, переход к ценообразованию с элементами регулирования рентабельности вложенного капитала. В серьезной корректировке нуждаются Правила поставки газа в РФ, Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, Положение об обеспечении доступа независимых организацией к газотранспортной системе ОАО Газпром.
Требуется правовое оформление механизмов торговли газом и балансировки газа в системе, порядка раскрытия информации, процедуры и порядка технологического присоединения.
Для организации торговли газом по долгосрочным договорам необходимо разработать и утвердить методику формирования и формулу цены в долгосрочных договорах, новую редакцию правил поставок газа, правила формирования баланса, единую методику расчета тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам.
Нам нужно развитие рыночной инфраструктуры, в частности, института биржевой торговли для продажи части газа по рыночным ценам, - добавил В.Язев, - Биржевая торговля необходима в качестве инструмента определения индикативной цены. Основная часть поставок должна идти по средне- и долгосрочным прямым договорам, формула цены в которых определяется на базе биржевых цен. Важная часть этой работы - формирование региональной составляющей цены на природный газ для конечного потребителя с учетом затрат на газификацию регионов и развитие систем коммерческого учета газа.
Реализация указанных механизмов, подчеркнул депутат, должна сопровождаться комплексной оценкой последствий для промышленных потребителей, смежных отраслей промышленности и населения в связи с возможным ростом стоимости услуг ЖКХ и затрат на содержание объектов социальной сферы.
Подводя итог, Валерий Язев отметил, что современное законодательство это, прежде всего, конкурентоспособное законодательство. Оно должно создавать правильные стимулы, быть понятным и "надежным в эксплуатации".