Юрий Лужков не стал церемониться и через неделю после своей отставки дал гневное интервью журналу The New Times, в котором рассказал о своих планах на будущее, заказчиках своего увольнения и партии-служанке.
О своих планах уйти в политику
На пост президента выдвигаться не буду. Буду формировать собственное движение.
Уход в политику означает работу над тем, чтобы у нас появилось демократическое общество. Общество у нас сегодня имеет законы не демократические. Общество разложилось основательно, по всем линиям.
Опираться будем на пенсионеров и людей из интеллигенции, которые считают, что свобода ограничена, а принятые в сложной и очень тяжелой после Беслана ситуации по укреплению вертикали госвласти сегодня не являются оптимальными.
О "Единой России"
Они не поддержали и не защитили члена своей партии. Я уверен, что правильно сделал, выйдя из партии, которую я сам и создавал. Создавал, слившись со второй частью, которая называлась "Единство" и которая по своему интеллекту была намного слабее. … А потом интеллект не выдержал грубости, этой грубой, часто неполитической составляющей в партийной деятельности, и он начал постепенно размываться.
Самостоятельности в этой партии нет и не будет. Она стала служанкой, которой часто пренебрегают, которой часто дают поручения, явно даже неправильные. (Ю.Лужков приводит в качестве примера Закон о монетизации льгот и Лесной кодекс, против принятия которых он возражал).
О Госдуме
В Госдуме существует уникальный порядок. Депутаты не могут голосовать против, поскольку они во фракциях. Ты просто обязан проголосовать так, как решила фракция, а фракция принимает решения так, как Совет Думы решил, а тот исполняет решения, которые идут сверху.
О своей отставке
Москве нанесен не просто чувствительный удар, Москве нанесено оскорбление.
Я не увидел каких либо вопросов, каких либо претензий ко мне. Я увидел начало избирательной кампании, при которой Москва должна голосовать так, как хочет высокое руководство. А здесь есть какой-то непонятный мэр Москвы, который может взбрыкнуть. Нужен свой. Я спросил Сергея Нарышкина (глава администрации президента), на чем основывается недоверие. Он мне ответил: "Ну, Юрий Михайлович, вам нужно делать выводы, вот эти статьи, которые появились, которые вбивают клин между двумя первыми руководителями государства". Я ответил: "Клин – это не моя задача. Я сам государственник и мне до их взаимоотношений дела нет".
О встрече с президентом и премьером перед отставкой не просил – а что это обязательно нужно просить, извините, Москва – это не Мухосранск.
С Д.Медведевым, В.Путиным и И.Сечиным о своей отставке не разговаривал.
Никаких высоких постов мне за "спокойный" уход в отставку не предлагали. Ничего не предлагалось, главная причина, в том, что они определили меня чужим. Спокойно, это значит, не будет преследоваться мэр, "Интеко" и жена мэра.
Об эмиграции
Никуда не уеду. Мы с Леной приняли решение, что дети наши должны быть россиянами.
Кто по ту сторону противостояния?
Они определили меня чужим. Чужим президенту и его окружению. (На вопрос кто "они") Там есть группа разводчиков – Наталья Тимакова (начальник пресс-службы президента России Дмитрия Медведева) и Владислав Сурков (замруководителя администрации президента).
О Елене Батуриной, "Интеко" и обвинениях в коррупции
Что бы там не говорили, мы честные люди. И у моей жены – честный бизнес, самый честный и прозрачный из всех тех, что ведется в строительном бизнесе.
О разгоне оппозиции на Триумфальной
Я … приказов не давал. Я не являюсь представителем правоохранительных органов.
Про Химкинский лес.
По просьбе администрации президента я высказал свою точку зрения. Я разобрал все все варианты вместе с Главархитектурой, посмотрел сколько там вырезано этого леса. С точки зрения хозяйственной и сточки зрения проделанной работы бесполезно что-либо говорить о другом варианте. Проскакивает информация, что мэр высказывает такое мнение, чтобы не затронуть интересы своей жены, у которой земля в Молжаниново. Это полный абсурд и идиотизм, потому что если кто-то владеет землей, через которую может пройти трасса, это счастье для владельца земли.
О сменщике
Не знаю, не ведаю.
Про возможное разделение постов мэра и главы правительства Москвы: Дуализм власти никогда не помогал России.
Пожелание сменщику: Мэр должен служить москвичам, и эта служба должна быть искренней.
О ближайших планах
Собирать шмотки. Из мэрии, но не из Москвы.