По информации МИД РФ, 19-20 июля в Москве состоится очередное 29-е заседание Специальной рабочей группы по выработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне замминистров иностранных дел прикаспийских государств.
Самый важный вопрос заседания - разграничение акватории Каспийского моря.
Сегодня только на российской части дна Каспия открыто 10 новых месторождений, которые могут обеспечить ежегодную добычу около 40 миллионов тонн нефти.
На 22-м заседании Россия, Казахстан и Азербайджан уже достигли договоренности в отношении разграничения дна северной части Каспия в целях освоения недр моря.
Что касается дна Южной части Каспия, то между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном пока договорённостей нет.
До распада СССР акватория Каспийского моря регулировалась только между Советским Союзом и Ираном договорами 1921 и 1940 годов.
Фактически тогда не было морских границ, а существовали только 10-мильные рыболовные зоны.
Сейчас постсоветские страны в одностороннем порядке приняли собственные законы, устанавливающие территориальные воды, экономические и рыболовные зоны на Каспии.
Кроме разграничения дна есть и другие вопросы, требующие решения.
Это - прокладка транскаспийских трубопроводов, куда Россию, кстати, не приглашают, а также каспийский транзит. Здесь требуется только политическое решение, потому что уже просчитано, что транспортировка грузов из Юго-Восточной Азии и Индии, с использованием паромной переправ до российских портов на Каспии и последующей ж/д транспортировкой, существенно дешевле, чем - через Суэцкий канал (и быстрее).
Понятно, что Россия заинтересована, чтобы транзит был, а трубопроводов - не было.
А где –то вдалеке «маячат» США, не желающие восстановления могущества России.
Понятным в этой связи становится заявление 4 мая главкома ВМФ РФ В. Высоцкого о получении Каспийской флотилией до 2020 г. 16-ти новых боевых кораблей.
Будет укреплена инфраструктура береговых и морских частей ВМФ на Каспии.
Появятся авиасоединения и ракетные батареи «Бастион».
Это уже серьёзная заявка на лидерство.