Несмотря на жесткие заявления болгар, ЛУКОЙЛу удалось решить проблему с остановкой НПЗ в Бургасе.
Однако при этом болгарская сторона выдвинула ЛУКОЙЛу новое обвинение, в нарушении антимонопольного законодательства и завышении цен на топливо.
Складывается впечатление, что даже когда ЛУКОЙЛ в очередной раз договорится с Болгарией, страна найдёт очередное обвинение в адрес компании. И проблема не в ЛУКОЙЛе.
Возможно, доля правды в обвинениях болгар и есть. Кто же откажется от прибыли? Вопрос в другом. Судя по времени, когда обвинения выдвигаются, по непрерывности обвинения – ситуация банально напоминает российские «разборки» между партнёрами.
«Обкладывая» со всех сторон, оказывая давление на партнёра, сторона вынуждает соглашаться его на заведомо невыгодные условия.
Так действуют банки, забирая у клиента последнее, так действует налоговая, вынуждая платить, даже когда вроде и не должны, так действуют рейдерские компании.
Вполне вероятно, что таким образом Болгария оказывает давление на Россию, чтобы изменить условия договора строительства АЭС в Белене или расторгнуть договор на выгодных условиях.
А ЛУКОЙЛ – это только средство давления.
Ведь отношения с Болгарией начали портиться не сегодня, а после смены правительства в Болгарии с умеренного на проевропейско-проамериканское.
Нынешнее обвинение ЛУКОЙЛа ничем не грозит ни компании, ни Болгарии. ЛУКОЙЛ, вероятно, объяснит ситуацию или договорится.
Эксперты пока не подтвердили возможность нарушений со стороны ЛУКОЙЛа.
В крайнем случае, компания заплатит относительно небольшой штраф, составляющий 8% от прибыли этого бизнеса.
Что касается цен на топливо, то они в Болгарии действительно существенно выросли.
На 20% с начала года, по данным экспертов.
А это - народные волнения, потому что стоимость бензина – это очень чувствительный показатель настроения народных масс. Это мы видели весной в России.
ЛУКОЙЛ в Болгарии - монополист по производству топлива, поэтому внимание антимонопольщиков Болгарии тоже понятно.
НПЗ ЛУКОЙЛа в Бургасе имеет мощность 9,8 млн тн. LUKOIL
Neftochim Bourgas закрывает около 70% оптового рынка топлива в Болгарии.
Реализует эти нефтепродукты торговая компания LUKOIL Bulgaria.
Добавьте к этому около 200 АЗС, которыми владеет ЛУКОЙЛ.
Для Болгарии это немало, 26% розничного рынка по топливу.
Для ЛУКОЙЛа это прекрасно выстроенная технологическая цепочка. Менеджеры ЛУКОЙЛа сработали отлично.
Для Болгарии – эта внутренняя цепочка ЛУКОЙЛа абсолютно непрозрачна.
Но, обвинения Болгарии в завышении цен ЛУКОЙЛом были бы справедливы, если цены в соседних странах были бы существенно ниже. Однако, это не так.
По данным экспертов цены на топливо в Болгарии иногда даже ниже, чем у «соседей».
Во всяком случае, уж ни как не выше.
Таким образом, получается, что проблема всё – таки не в ЛУКОЙЛе.