Сокращение потока нефтяных доходов может быть важным фактором в сокрушении 40-летнего правления партии Баас, и ЕС здесь играет ключевую роль, поскольку она импортирует большую часть нефти Сирии. Сирийская власть получает от нефти более 30% экспортных доходов, которые контролируются Б.Асадом.
Но, похоже, Европа уже навоевалась с Ливией, хотя видимо, ещё больше навоюется.
США больше заинтересованы в санкциях. Логика проста.
Больше проблем в мире, меньше внимания к проблемам в США.
Дестабилизация на Ближнем Востоке для американцев - это отвлекающий маневр.
Через «арабские революции» США постепенно подбираются на Восток.
Начали с Туниса, а вот теперь уже добрались далеко на Восток в Сирию.
Основная нацеленность у США – это ослабление Китая, и они потихоньку пытаются двигаться в этом направлении.
Ослабив Китай, США автоматически усилят свою экономику.
Вот почему Х. Клинтон обдумывают ужесточение санкций и встречу с руководителями повстанцев.
Санкции США против Сирии действуют с 18 мая, но особого эффекта не имеют.
Другое дело - санкции ЕС, они ударят Сирию гораздо больнее, поскольку Европа является главным рынком экспорта сирийской сырой нефти.
Пока особого прогресса в действиях мирового сообщества нет.
ООН выразила неодобрение действиями правительства, оформив заявление, осуждающее насилие. Генсек ООН П. Ги Мун выразил Б. Аль Асаду «серьезную озабоченность международного сообщества в эскалации насилия, повлёкшего жертвы среди мирных граждан Сирии на протяжении последних нескольких дней».
Более жесткую резолюцию не поддержала бы Россия и, конечно, Китай.
Несколько стран ЕС подняли вопрос будущих санкций на заседании Комитета по вопросам политики и безопасности в Брюсселе 4 августа, но, предложение, сформулированное в расплывчатых формулировках, не получило большой поддержки. Следующая встреча министров состоится практически через месяц 2 сентября.
Проще говоря, единства нет даже в самой Европе. Италия разорвала дипотношения, Катар последовал её примеру.
Составлен «черный список» сирийских компаний и физлиц.
Вот, собственно, и всё.
Сирия в настоящее время экспортирует около 150000 баррелей нефти в день (б/д). Основная часть поступает на НПЗ в Германии, Италии и Франции, которые могут перерабатывать сирийскую высокосернистую нефть.
В случае применения санкций Сирия будет вынуждена отправить свою нефть на менее прибыльные рынки со скидкой. Покупатели всегда найдутся.
Правительство продолжает осаду Hama, 4-го города в стране, несмотря на надежды, что неофициальное прекращение огня наступить во время священного для мусульман месяца Рамадан. Более 1800 мирных жителей (по оценке правозащитных организаций) были убиты со времени гражданских восстаний против правительства Б. Асада, начавшихся 26 января.
В нефтедобывающем городе Deir Ezzor также отмечается увеличение беспорядков, так как повстанцы, разочарование в отсутствии внешнего давления на нефтяную промышленность страны, смотрят на забастовки и саботаж на ключевых нефтяных месторождениях, как на возможность ослабить Б.Асада. Нужно сказать, что Сирия имеет разветвленную сеть трубопроводов, охрана которых не рассчитывалась на народный гнев. И повстанцы относительно легко смогут разрушить нефтепроводы.
Показательно настроение западных компаний.
Ken Judge, представитель Gulfsands Petroleum, по данным Reuters, сообщил, что «пока безопасность поддерживается на объектах, мы останемся продолжать наш бизнес». Gulfsands работает на условиях СРП в блоке 26, который она делит 50/50 с китайской нефтяной компании Sinochem.
Контракт Gulfsands охватывает месторождения Khurbet East и Yousefieh, где Gulfsands планирует увеличить объем производства с текущих 21000 б/д до 24000 б/д к концу этого года.
В этом году результаты разведочного бурения Gulfsands Petroleum разочаровывают инвесторов. После неудачного разведочного бурения на месторождении Abu Ghazal-1 и Zaman 1 акции компании подешевели. Им нужен успех в Сирии.
В Сирии также трудится Shell, в партнерстве с China National Petroleum Corporation, индийская Oil and Natural Gas Corporation, Total and канадская геологоразведочная Suncor. П. Возер подтвердил Bloomberg, что Shell продолжит работу в Сирии, но будет соблюдать какие-либо санкции.
Однако более всего западные компании боятся, что если Б.Асад удержится у власти, то, после введения санкций и вынужденного их ухода, всё это нефтяное богатство будет передано России или Китаю, которые с удовольствием заключат новые СРП. Поэтому политики ЕС не дождутся поддержки санкций от западных нефтяных компаний.