6 октября 2011 г президент Венесуэлы У.Чавес вынес предложение, согласно которому страны с гигантскими запасами нефти, такие как Россия и Венесуэла, должны объединиться в новый стратегический топливный альянс. У.Чавес подчеркнул, что таких стран – всего четыре или пять.
Это заявление глава Венесуэлы сделал в ходе телемоста российским делегатам во главе с вице-премьером И.Сечиным, которые сейчас находятся в венесуэльской столице. В состав делегации входит, в частности, министр энергетики С.Шматко.
У.Чавес особо отметил, что новое объединение не будет противоречить интересам организации государств-экспортеров нефти ОПЕК, объединяющую Венесуэлу, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, Катар, Ливия, Алжир, Ангола, Нигерия и Эквадор.
С.Шматко поддержал предложение У.Чавеса, подчеркнув, что Россия и Венесуэла – две нефтяные супердержавы, от деятельности которых во многом зависит будущее нефти во всем мире.
Надо отметить, что у российской делегации были и другие, более срочные цели приезда. И.Сечин, курирующий отношения с Латинской Америкой, экстренно выехал в Каракас по распоряжению В.Путина.
У.Чавес болен раком, и правительство России опасается, что в случае его смерти или ухода с поста его место могут занять оппозиционеры, что сильно ослабит позиции России в Латинской Америке и принесет многомиллиардные потери. Венесуэла стоит на втором месте после Индии по объемам закупок российских вооружений на 7 млрд долл США ежегодно. Оппозиция У.Чавеса относится к идее закупок из России без энтузиазма, предпочитая покупать у Запада.
Кроме того, не лучшим образом смена политической обстановки в Венесуэле скажется и на работе нефтяных компаний, планирующих в рамках Национального нефтяного консорциума добывать нефть в дельте Ориноко. В проект планируется инвестировать порядка 12 млрд долл США в ближайшее десятилетие, из которых 600 млн долл США уже были переданы У.Чавесу в качестве «бонуса» за подписание соглашения.
Сейчас совет экспертов решает, стоит ли продолжать финансировать эти проекты.
Визит И.Сечина готовился в авральном режиме. Состыковка его график с графиком У.Чавеса было очень сложно, так как глава Венесуэлы тратит много сил и времени на борьбу с болезнью.
После того, как из-за плохого самочувствия У.Чавеса сорвались его переговоры с президентом Ирана М.Ахмадинежадом, западные СМИ запестрели сообщениями о том, что президент Венесуэлы при смерти. Однако сам У.Чавес опровергает эти слухи, говоря, что ему все лучше и лучше, и что он почти победил болезнь. Но Москва все-таки обеспокоена, полагая, что исход болезни предсказать нельзя.