Бензин марки АИ-92 в Казахстане по итогам 2011 года подорожал почти на 20%.
И хотя в 2010 году Казахстан увеличил производство бензина на треть, а с 1 мая 2011 года Правительство увеличило почти на 50% экспортную пошлину на бензин, остановить рост цен на ГСМ не удалось.
Они достигли уже предельных розничных максимумов.
Дизельное летнее топливо, например, подорожало на 26%, дизельное масло – на 28%, бензин АИ-80 – на 19%, бензин АИ-92 – также.
Что касается бензина марки АИ-95, который подорожал на рекордные 38%, то Казахстан занимает далеко не 1-ое место по ценам на него. Однако, он не является и самым дорогим в мире, Россия например превзошла братьев казахов почти на 8р. В общем, есть куда стремиться.
Стоит отметить несколько причин сложившейся ситуации. Первый фактор, которым обусловлено повышение цен на ГСМ - дисбаланс между спросом и предложением, что очень важно.
Об этом говорит недавнее понижение цен на российское топливо, обусловленное именно здоровым балансом.
Повышение цен также обусловлено внутренними проблемами по переработке нефти в бензин и дизтопливо и зависимостью от мирового рынка нефти и нефтепродуктов.
В настоящее время в целях сдерживания цен на ГСМ и недопущения дефицита на внутреннем рынке в Казахстане действует запрет на экспорт бензина и дизтоплива и установлены предельные розничные цены на ГСМ.
Цены на ряд видов ГСМ регулируются государством. Цены на бензин АИ-92/93 установлен в пределах 106 тенге за литр, на бензин АИ-80 – 86 тенге и дизтопливо – 90 тенге.
Однако в связи с развитием нефтепереработки, ситуация в скором должна улучшиться.