28 февраля 2012 г зампред правления Газпрома А.Медведев обсудил с министром энергетики Греции Г. Папаконстантину программу приватизации объектов энергетического сектора.
Это само по себе сенсация.
Однако учитывая, что экономика Греции в настоящее время близка к «техническому дефолту», Газпром, предложив хорошие условия, может поучаствовать в приватизации энергетических компаний DEPA и DESFA.
Европа уже просто не знает, что делать с экономикой Греции, в которой моментально «сгорают» все кредиты.
Газпром умело использует такие возможности.
Это можно увидеть на примере поглощения Газпромом Белтрансгаза.
По информации пресс-службы Газпром экспорта «в ходе беседы стороны обсудили состояние газовых рынков, уделив особое внимание растущему спросу на природный газ в Греции и его поставкам в зимний период. Рассматривались также перспективы приватизации греческих энергетических компаний DEPA и DESFA. Греческая сторона высоко оценила дополнительные поставки, осуществленные группой Газпром в Грецию сверх лимитов в холодное время зимой 2012 года».
Ранее попытки Газпрома выйти на энергетический рынок Европы не увенчались успехом.
В декабре 2012 г провалом закончились долгие переговоры Газпрома с RWE по сотрудничеству в европейском электроэнергетическом секторе.
Это в очередной раз ударило по престижу Газпрома.
Газпрому крайне важно выйти на энергетический рынок Европы.
Увеличение глубины переработки трубопроводного газа позволит хоть как-то компенсировать потери от, вероятно, непродуманной стратегии «бери или плати».
В последнее время эта стратегия «трещит по швам».
Газпром в массовом порядке пересматривает ценовые формулы по европейским долгосрочным контрактам.
Иногда добровольно, иногда - нет.
Немецкая E.On и итальянская Edison уже успешно посудились, вынудив Газпром снизить контрактные цены. На очереди польская PGNiG.
А Wingas, GDF Suez, Botas , Eni, SPP Газпром уже сам снизил цену на газ.
Ставка Газпрома только на амбициозные «потоки», как показывает практика, себя не оправдала.
Маркетологи Газпрома просто «проспали бум» СПГ.
Хотя еще в далеком 2004 г губернатор Сахалина говорил, что мировой рынок СПГ — благодатное поле для России, а 1-й танкер с СПГ Катар поставил в Европу еще в 2009 г.
Сначала Газпром не поверил в промышленную добычу сланцевого газа в США, потом не поверил, что Катар переориентирует ставшие не нужные Америке поставки СПГ в Европу.
О возможных проблемах Газпрома Neftegaz.RU писал в сентябре 2011 г и в январе 2010 г
В то же время Украина не только съездила перенять опыт добычи сланцевого газа и создала центр по его изучению, но начала проект строительства терминала СПГ.
С ней бы дружить, но пока у Газпрома это не получается.
Поэтому Газпром будет вынужден не только снизить цены на газ в Европе, но и снизить объем поставок трубопроводного газа, который,вероятно, будет замещен более дешевым катарским СПГ.
С учетом Украины снижение объемов поставки газа может составить 30-35 млрд м3 /год газа.
Вероятно, не случайно Газпром увеличивает инвестиции в строительство межпоселковых газопроводов.
Конечно, это, в первую очередь, забота о людях, но ведь и излишки газа куда -то девать нужно.
Прирост потребления на внутреннем рынке ориентировочно составляет 8-10 млрд м3 газа, но это не сопоставимо мало по сравнению с возможными потерями в Европе.
Именно поэтому Газпрому так важно попасть на энергетический рынок Европы, что позволит снизить потери на рынке трубопроводного газа.
Именно этим объясняется невероятная активность «проснувшихся» топ- менеджеров Газпрома. А.Миллер - в Словении, А.Медведев - в Греции.
Добавьте к этому совершенно тупиковую ситуацию по газовому вопросу с Украиной.
Такой «набор» ошибок Газпрома может дорого обойтись его руководителю.
Среди экспертов уже «поползли» совершенно невероятные слухи о возможной замене А.Миллера на Л.Михельсона.