Эмбарго было первоначально введено в действие в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1970, принятой 26 февраля 2011 г, вскоре после начала «арабской революции».
Хотя в сентябре 2011 г Совет Безопасности проголосовал за снятие запрета на поставку вооружений в Ливию (резолюция № 2009 от 16 сентября 2011 г), тогда Россия решила сохранить эмбарго.
Теперь после снятия эмбарго Россия сможет возобновить продажу оружия и связанных с ними материалов всех типов для ливийского правительства, если они предназначены исключительно для помощи в области безопасности и разоружения.
Но важнее другое. Таким жестом Россия упростит возвращение российских нефтяных компаний в Ливию.
Что касается поставок вооружения, в соответствии с резолюцией 2009 нужно первоначально известить СБ ООН снятии эмбарго, потому что в его компетенции утверждать любые поставки оружия, прежде чем они происходят.
Хотя некоторые эти правила обходят, и пример этому – эпопея В.Бута.
В период правления М. Каддафи Россия была основным поставщиком оружия для Ливии, на долю которой приходилось 12 % экспорта оружия России в 2010 г на сумму 10 млрд долл США.
Около 80% офицерского состава Ливии обучались в России в тот период.
По данным экспертов Россия на эмбарго на поставки оружия в Ливию теряет не менее 4 млрд долл США.
Ливия платежеспособная страна, потому что продолжает оставаться богатой нефтью и газом.
Объём добычи нефти в Ливии до революции составлял около 1,8 млн bbl/день.
Что делать?
Этот вопрос занимал многих после окончания «арабской революции» в Ливии.
В сентябре 2012 г советник президента США по национальной безопасности Т. Донилон заявлял, что «США помогут новым властям Ливии восстанавливать нефтяную промышленность, готовы помогать Переходному национальному совету (ПНС) как новому правительству, как и всегда делали это».
Позиции России в то время были значительно слабее, несмотря на усилия Г.Тимченко по поставке нефтепродуктов ПНС Ливии.
Однако время лечит.
В Ливию стали возвращаться ушедшие в период революции нефтяные «мейджоры».
ConocoPhillips , Eni, Total, Wintershall постепенно вернулись в Ливию и планируют в течение года выйти на дореволюционный уровень добычи нефти.
В последнее время и российские нефтяные компании активизировали контакты в Ливии.
Еще в декабре 2012 г С.Шматко заявлял о готовности российских нефтяных компаний вернуться в Ливию.
«Готовы. Конечно, готовы», - заявил он, отвечая на вопрос телеканала Россия 24.
Ливийские власти это оценили.
В марте 2012 г Газпром интернэшнл, оператор зарубежных проектов Газпрома, провел встречи с Ливийской национальной нефтегазовой корпорации (ЛННК) и госорганами Ливии, где состоялся обмен информацией о планах по возобновлению деловой активности в Ливии. На переговорах, которые прошли в г Риме в рамках конференции «Нефть и газ Ливии – 2012» , ливийская сторона заверила представителей Газпрома в твердых намерениях уважать достигнутые ранее договоренности.
В марте 2012 г Татнефть сообщила, что получила письмо от руководства ЛННК с предложением о встрече для обсуждения возобновления деятельности филиала Татнефти в Ливии и оценила вероятность возобновления работ в этой стране как высокую.
У Татнефти на балансе находятся активы, связанные с Ливией, на сумму 5,2 млрд рублей, из которых 4,8 млрд - капитализированные затраты на разведку, 219 млн рублей - запасы и 224 млн рублей - денежные средства.
В апреле 2012 г одном из интервью, касаясь возвращения Татнефти в Ливию, президент Татарстана Р. Минниханов сказал, что «сейчас нужно восстановить отношения с новыми властями Ливии, это вопрос не только Татнефти, это вопрос в целом нашего государства, вопрос руководства нашей страны».
Инаугурация В.Путина дала повод для нового этапа отношений Ливии и России.
Не случайно премьер – министр Д.Медведев так скоро дал поручение о снятии эмбарго на поставку вооружений в Ливию.