Таджикистан оказался заложником собственной стратегии развития газомоторного топлива (ГМТ).
Мировой рынок газобаллонных автомобилей стремительно развивается.
Газпром тоже последовательно развивает рынок ГМТ в России, и не только.
Газпрому -проще, потому что Газпром и развивает ГМТ, но, и добывает и транспортирует газ.
ГМТ дешевле автобензина, но его дефицит приводит к стремительному росту цен на топливо в Таджикистане.
Катализатором роста цен на топливо в Таджикистане стал Казахстан, вернее, ППР на казахстанских ГПЗ.
Казахстан - основной поставщик СПГ в Таджикистан.
Понадеявшись на стабильно растущие поставки СПГ из Казахстана, Таджикистан принял приоритетным направление развития использования ГМТ на автотранспорте страны.
У газобалонных автомобилей много преимуществ, хотя есть и недостатки.
Это оказалось актуальным в связи с ростом стоимости бензина.
Были достигнуты определенные успехи.
В настоящее время удалось довести уровень потребления СПГ до 15 тыс т/месяц.
Однако случилось неприятное.
В связи с плановыми ремонтами на заводах образовался дефицит газа на внутреннем рынке Казахстана, что привело к снижению экспорта СПГ в Таджикистан.
Уже в конце августа 2012 г ситуация с ГМТ в Таджикистане стала неспокойной.
Добавим, что Таджикистан не побеспокоился о развитии хранилищ газа.
Ранее, когда СПГ не использовался как ГМТ столь интенсивно, хранилищ СПГ емкостью 10 тыс т хватало надолго.
Теперь же страховой запас – 20 дней, меньше месяца, и с ростом потребления СПГ, он становится еще меньше.
Ничего в краткосрочной перспективе Таджикистан сделать не сможет, поэтому автомобилистов страны ждет рост цен.
И процесс роста цен «уже пошел».
В начале августа 2012 г средняя стоимость 1 литра СПГ в г Душанбе составляла 2,60 сомони (около 17 рублей).
К началу сентября 2012 г 1 литра СПГ в г Душанбе стоил 3,20 сомони (21 рубль), а к 29 сентября 2012 г его стоимость составляет уже 3,80 сомони (ок 25 рублей).