2 ноября 2012 г в г Москве завершились очередные 2-дневные переговоры В. Семашко с А. Дворковичем и Д. Рогозиным по поставкам нефти в Беларусь.
В ходе переговоров не удалось согласовать объемы поставок российской нефти в Белоруссию в конце 2012 и 2013 гг.
Представители посольств сообщили, что итогом переговоров, прошедших в Москве с 31 октября 2012 г по 1 ноября2012 г, стали договоренности о «продолжении регулярных контактов на взаимной основе».
Проблемы возникли после того, как в июне 2012 г братья -славяне попались на схеме ухода от уплаты экспортной пошлины при экспорте российских нефтепродуктов за пределы Таможенного союза.
Тогда обратили внимание на резкий рост экспорта из Белоруссии растворителей и разбавителей, заменившего экспорт нефтепродуктов.
Это назвали «скандалом с растворителями», участниками которого оказались белорусские нефтетрейдеры и ряд российских сырьевых компаний.
За январь—апрель 2012 г было реэкспортировано около 3,8 млн т нефтепродуктов в сравнении с 0,75 млн т за аналогичный период 2011 г.
По мнению российских экспертов, ущерб, нанесенный бюджету РФ, составил 1,5 млрд долл США, которые Россия требует возместить.
Минэнерго РФ не быстро, но отреагировало, сообщив о снижении объемов поставок на 4-й квартал 2012 г на 1,3 млн т по сравнению с 3-м кварталом.
В 4-м квартале по МНП будет поставлено 4 млн т нефти — по 2 млн т на каждый НПЗ Беларуси.
Ранее переговоры о поставках нефти и нефтепродуктов в 4-м квартале 2012 г вел Белнефтехим с Минэнерго РФ.
Вопрос оказался настолько запущенным, что не помогает даже уровень вице-премьеров.
Нужно отметить, что «скандал с растворителями» не нужен ни России, ни Беларуси.
Именно в июне 2012 г Беларусь прекратила импорт нефти из Венесуэлы, и начался новый этап нефтяного сотрудничества двух стран.
Однако нефть становится дефицитной, и Россия вынуждена жестко реагировать на недобросовестные действия партнеров.
Экономика Беларуси развивается поступательно, но, к сожалению, в Беларуси нет столько нефти и газа, как в России.
А прибыли белорусскому бизнесу хочется получать столько же, сколько у российских коллег.
Это может Беларуси «выйти боком».
Можно вспомнить, что в ноябре 2011 г после ожесточенной борьбы Газпром поглотил Белтрансгаз.
Долгое противостояние по вопросу поставок нефти и неуступчивость России может свидетельствовать о куда больших аппетитах, нежели возврат упущенной выгоды от «скандала с растворителями».