Правительство Ирака исключило турецкую государственную нефтяную компанию TPAO из важного контракта на разработку нефтяного месторождения на юге страны.
"По причинам, не имеющим отношения к технической стороне вопроса, и о которых я не уполномочен сообщать, ТРАО исключена из консорциума по разработке Блока 9", - заявил глава службы по нефтяным контрактам Ирака А. аль-Амиди.
Он добавил, что это решение не может быть оспорено.
"Правительство просто не подписало контракт", - отметил А.аль-Амиди.
Блок 9 - это нефтеносная территория площадью 900 км2 на юге Ирака.
Для ее разработки был создан консорциум, в который входили Кувейт (40%), Турция (30%) и ОАЭ (30%).
После исключения ТРАО, доли в консорциуме будут, вероятно, распределены следующим образом 70% (Кувейт) и 30% (ОАЭ).
Консорциум согласился на оплату премии в размере 6,24 долл США/барр.
Для сравнения, 8 ноября 2012 г может быть подписан договор с консорциумом Башнефти и Premier Oil по разработке блока 12 с премией около 5 долл США/барр.
9 октября 2012 г Иракское правительство одобрило контракт на блок 10 а, право работы над которым в июне 2012 г с премией 5,99 долл США/барр получил консорциум в составе ЛУКОЙЛ Оверсиз – 60% (дочернее предприятие ЛУКОЙЛа) и японской INPEX Corporation – 40%.Держателем контракта от иракской стороны является South Oil Company.
Премия в 5,5 долл США/барр будет получать Газпром нефть на месторождении Бадра после достижения уровня начальной добычи в 15 тыс барр/сутки.
Отношения между Ираком и Турцией в последнее время существенно ухудшаются.
Отказ Турции выдать приговоренного заочно на родине к смертной казни бывшего вице-президента Ирака Т. аль-Хашими, отношения не улучшил.
У властей Ирака непростые отношения с Курдским региональным правительством (КРП), виноваты в этом углеводороды.
С 2011 г Иракский Курдистан стал заключать контракты на разработку нефтяных месторождений с иностранными компаниями напрямую, в обход иракского правительства.
В ноябре 2011 г ExxonMobil заключила 6 контрактов с курдским регональным правительством на разведку месторождений нефти и газа.
После чего власти Ирака не допустили американского нефтегазового гиганта к участию в тендере на использование иракских нефтяных месторождений в мае 2011 г.
В июле 2012 г уже Chevron подписал сделку на покупку 80%-й доли в 2-х блоках в иракском Курдистане, тоже вызвав неудовольство федерального правительства Ирака.
Поэтому Ирак выразил Турции категорический протест после визита турецкого главы МИД А. Давутоглу, без согласования с центральными иракскими властями, в г Киркук (иракский Курдистан).
Ирак и Турция имеют разные позиции в вопросе урегулирования ситуации в Сирии: Турция настаивает на свержении президента Б. аль- Асада, Ирак выступает за мирное урегулирование сирийского кризиса.
Ирак занимает 4-е место в мире по запасам нефти.
В 2011 г Ирак увеличил доказанные запасы нефти на 24% - до 143,1 млрд барр (что составляет 8,7% от мировых).
В последнее время ситуация в самом Ираке обострилась.
Убедившись, что США в большей степени заботит собственная выгода, что показало отношение властей США к проблеме иракского Курдистана, власти Ирака стали проводить более самостоятельную политику.
Визит Н.аль-Малики в Россию - яркий пример этому.
Собственно, как и успехи российских компаний в тендерах на разработку нефтегазовых блоков.
При этом, в Ираке продолжается борьба 2-х кланов, проиранского и проамериканского.
На данный момент проамериканский клан, фундаментом которого является блок аль-Иракия, сдает свои позиции.
Именно парламентская фракция Иракия в январе 2012 г саботировала принятие закона о нефти, вызвав неудовольствие властей Ирака.
В связи с этим в Ираке участились теракты против шиитского населения.
В то время власть отвечает арестами наиболее активных членов представителей проамериканского клана.
Исключение Турции из иракского нефтяного контракта - очередная победа проиранского клана Ирака.