Премьер-министр Белоруссии М. Мясникович заявил, что Белоруссия вовсе не считает, что должна России какие-то деньги, которые "якобы" были недоплачены в российский бюджет за экспорт нефтепродуктов.
Белоруссия ничего не нарушала.
Упрекать в каких-то недоплатах – это либо от некомпетентности, либо просто напоказ, для СМИ, заявил М.Мясникович.
По мнению Мясниковича, «надо все вопросы просто решать, а не считать, кто кому чего должен».
Россия и Белоруссия вопросы решают, но решить не могут.
2 ноября 2012 г в г Москве завершились очередные 2-дневные переговоры В. Семашко с А. Дворковичем и Д. Рогозиным по поставкам нефти в Беларусь.
Россия на переговорах по условиям поставки нефти в 4-м квартале 2012 г и в 2013 г предложила белорусской стороне в добровольном порядке компенсировать российскому бюджету потери от так называемого «растворительного» бизнеса, которые Россия оценила в 1,5 млрд долл США.
В июне 2012 г оказалось, что ушлые братья -славяне попались на схеме ухода от уплаты экспортной пошлины при экспорте российских нефтепродуктов за пределы Таможенного союза, хотя участниками процесса оказались и росийские компании.
За январь—апрель 2012 г было реэкспортировано около 3,8 млн т растворителей - нефтепродуктов в сравнении с 0,75 млн т за аналогичный период 2011 г.
На данный момент Белоруссия получает нефть и нефтепродукты из России для собственных нужд беспошлинно.
Если будет экспорт нефтепродуктов из страны, то она будет должна платить в российский бюджет 100% пошлины на продукты из российского сырья.
При этом растворители не входят в перечень нефтепродуктов, за которые платится пошлина.
Логика Белоруссии - понятна. Лазейки и прорехи в законодательстве можно и нужно использовать.
После обнаружения каждого такого случая, нужно перекрывать такую лазейку и говорить спасибо тем, кто эту лазейку обнаружил. Молоденькие студенты, которые помогают известным компаниям устранить дырки в программном обеспечении, получают значительные суммы денег.
Вероятно, возникает много вопросов к квалификации российских специалистов, которые допустили это.
Минэнерго РФ отреагировало, но сообщилоо о снижении объемов поставок только на 4-й квартал 2012 г на 1,3 млн т по сравнению с 3-м кварталом.
Теоретически, если бы Россия отреагировала на схему хотя бы во 2-м квартале 2012 г, то такого ущерба просто не было бы.
А сейчас, конечно, обидно.
Теоретически, Россия должна просто ввести экспортную пошлину на растворители, тем самым решив этот полугодовой спор, и сказать Белоруссии спасибо, за найденную прореху в законодательстве, примерно наказав виновных в России.
Нужно отметить, что «скандал с растворителями» не нужен ни России, ни Беларуси.
Именно в июне 2012 г Беларусь прекратила импорт нефти из Венесуэлы, и начался новый этап нефтяного сотрудничества 2-х стран.
Однако проблема с растворителями может Беларуси «выйти боком», если вспомнить, что в ноябре 2011 г после ожесточенной борьбы Газпром поглотил Белтрансгаз.
Все теперь зависит от России, вернее от чиновников.