В пятницу в Бонне завершилась очередная промежуточная сессия переговоров ООН по климату. На протяжении двух недель официальные делегации Украины, Белоруссии и России успешно блокировали работу вспомогательной группы, в компетенцию которой входят финансовые и административные вопросы. В результате, так и не придя ни к какому компромиссу, работу группы закрыли.
Задачей сессии переговоров ООН в Бонне было урегулирование технических моментов разработки нового глобального соглашения по климату — его переговорщики должны утвердить уже к концу 2015 года, а вступить в силу новый климатический протокол, приходящий на смену Киотскому, должен к 2020 году.
Вопросы климата никогда не были для России принципиальными в ее международной деятельности. В свое время российская делегация безропотно подписала и Венскую конвенцию и Монреальский протокол. Условия этих документов привели к тому, что в стране был закрыт ряд стратегических производств.
Учитывая это становится понятно, что подобное бунтарское поведение российской делегации на переговорах в Бонне имеет иную природу. Можно предположить, что таким образом представители российской стороны пытались взять реванш за переговоры в 2012 году.
Традиционно решения в работе климатического органа ООН принимается единогласно. Иными словами свое «за» (или «против») должны высказать все 195 стран-участниц. При этом каждая страна может заблокировать любое решение по собственному усмотрению. Не смотря на это, во время переговоров в Дохе в декабре 2012 г. не было учтено мнение России, Украины и Белоруссии, катарский председатель конференции проигнорировал высказывание представителя РФ Олега Шаманова, высказавшего протест трех стран ввиду “реформирования правил Киотского протокола задним числом”.
Следует отметить, что протест был вполне обоснованным, ведь измененные правила, запускавшие в действие второй период протокола, существенно урезали возможности по переносу неиспользованных квот с первого периода КП, а также налагали запрет на торговлю “запасом квот”, что оказало прямое воздействие на Украину, Белоруссию, Казахстан и ряд других стран бывшего Восточного блока. Российская делегация назвала это “беспрецедентным нарушением процедуры” и, вероятно, сочла переговоры в Бонне удобными для реванша.
Справедливости ради, стоит вспомнить историю вопроса. Переговоры по климату редко заканчиваются консенсусом.
Первоначально предполагалось, что заключение нового международного соглашения состоится в Копенгагене еще в декабре 2009 года. Однако название «Копенгагенский протокол» так и осталось невостребованным и до сих пор вакантно.
В итоговом документе 37-го саммита «Большой восьмерки», состоявшемся в конце мая 2011 года, была выражена надежда, что Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Дурбане станет еще одним шагом вперед в работе над всеобъемлющим, амбициозным, справедливым, эффективным и обязывающим соглашением для всех стран, которое включало бы соответствующие обязательства по сокращению выбросов для всех крупнейших экономик планеты. К сожалению, эта оценка мировых лидеров по-моему оказалась чрезмерно оптимистичной.
В этой связи основные усилия участников Конференции Сторон РКИК ООН были направлены на инициирование новых механизмов разработки приемлемой версии нового соглашения (старые, такие, как Специальная рабочая группа по долгосрочному международному сотрудничеству, оказались не очень эффективны). В результате в Дурбане была сформирована Специальная рабочая группа по Дурбанской платформе для усиленных действий, на которую, по-видимому, будут возложены эти функции. Ожидается, что свою деятельность по разработке проекта нового климатического соглашения она завершит не позднее конца 2015 года. В результате дискуссий (в ходе которых мнения разделились по группам стран) была определена дата вероятного вступления в силу этого соглашения – 2020 год, а его формальное определение, к сожалению, осталось за скобками. Участники конференции обозначили лишь, что это будет «протокол, другой правовой инструмент или согласованный результат правового действия». Следует отметить, что принятию более корректного и юридически обязывающего определения по разным причинам противодействовали делегации США, Китая и Индии. Тем не менее, участниками Конференции Сторон РКИК ООН на основании консенсуса, к которому удалось прийти делегациям ЕС, США, Китая и Индии в последнюю ночь совещания, была принята концепция подготовки до 2015 года единого документа с общими обязательствами для всех ратифицировавших его стран без градации на группы, как это было сделано, например, в рамках Киотского протокола, который теперь принто называть «Киото-1». Обсуждение же возможных количественных обязательств по ограничению выбросов парниковых газов было отнесено на декабрь 2012 года – дату следующей XVIII Конференция Сторон РКИК ООН в Катаре.
Главное в протоколе — количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу. При этом, США, которые являются одними из основных «поставщиков» выбросов в атмосферу не подписали вообще не считают нужным присоединяться к подписанию многих международных соглашений об ограничении выбросов. Так что на этом фоне легкий саботаж со стороны России и дружественных республик выглядит вполне безобидно.