Отсоединение Луганской и Донецкой областей от Украины принесет экономические и финансовые проблемы для жителей этих территорий.А может и нет
«Я не вижу никаких перспектив ни для одной из составляющих отделенных территорий. В случае отсоединения они обречены стать непризнанными то ли государствами, то ли регионами, со всеми вытекающими последствиями» - сказал глава набсовета банка Национальный кредит А.Онистрат.
«Более драматического сценария, чем отсоединение Луганской и Донецкой областей с попыткой провозглашения суверенитета для жителей этих регионов представить сложно. Это однозначный путь к латиноамериканской модели: колоссальное расслоение населения по имущественному признаку, запредельный уровень преступности и коррупции, безработицы. Инвестиции будут поступать только в сырьевой сектор. Усилится кризис социальной инфраструктуры» - считает директор аналитической группы Da Vinci AG А.Баронин.
Вооруженные группы в Луганской и Донецкой областях захватили и удерживают ряд государственных зданий и провозгласили о создании Луганской народной республики и Донецкой народной республики.
А.Баронин отметил, что обе области являются дотационными, несмотря на высокий уровень индустриализации: обе фактически являются лидерами по уровню отрицательного сальдо перечислений в госбюджет.
Донецкая область перечисляет в госбюджет 3,85 млрд грн, а получает из бюджета в виде дотаций, субвенций и других платежей 13,09 млрд грн.
Аналогичный разрыв по Луганской области составляет 5,07 млрд грн. Расчеты не включают дотаций Пенсионного фонда.
«Это означает, что для самостоятельного функционирования обеим областям нужно кардинально менять экономическую систему, прежде всего, пустить под нож около 60-70% всех предприятий, в 1ю очередь, шахт. Однако необходимо понимать, что одномоментное закрытие шахт без угрозы экологической и техногенной катастрофы невозможно, а значит, де-факто самостоятельное функционирование этих областей невозможно».
По мнению А.Онистрата, опыт Крыма еще не полноценен, однако его уже сейчас можно ставить в пример.
«Банки покидают полуостров, бизнес сжимается, растет безработица. Донецкая и Луганская область - дотационные регионы. При нынешнем положении дел они не могут обходиться без помощи извне» .
«Такой сценарий неприемлем и для Москвы, поскольку уровень напряженности в регионе значительно повысится, будет угрожать национальной и экономической безопасности юго-западных областей России за счет роста контрабанды, незаконной миграции, организованной преступности» - отметил он.
При этом по его оценке, присоединения этих областей к России станет совсем невыгодной перспективой.
«Вхождение в состав России возможно исключительно единым федеральным округом, то есть, за счет слияния Луганской и Донецкой областей с единым центром. Сложно представить процесс интеграции луганских и донецких политических и бизнес-элит. Думаю, это будет болезненный и проблемный процесс, сопровождаемый переделом сфер влияния и собственности».
Поставки продукции сырьевого направления в Россию увеличатся незначительно из-за снижения объемов потребления в самой России, а европейское направление для поставок, очевидно, будет блокировано санкциями.
Вместе с тем не сырьевой сектор в случае присоединения к России будет в сжатые сроки замещен российской продукцией и российскими производителями.
Эксперты также отмечают: реализация сепаратистских устремлений на востоке страны окажет негативное влияние и на основную Украину.
«Ничего хорошего это не сулит и остальной Украине. С одной стороны, страна избавляется от дотационных регионов, однако, с другой, - подавляющее большинство представителей мультирегионального бизнеса имеет значительные интересы в восточных областях. Потеря активов может оказаться очень болезненной для многих из них» - пояснил А.Онистрат.
А.Баронин также отметил, что Украина потеряет значительное количество производственных мощностей в металлургии, производстве труб большого диаметра и частично в машиностроении.
Украина теряет ряд сырьевых ресурсов: сланцевый газ, антрацит, коксующийся уголь.
Теряется доступ к важному транспортно-логистическому центру Мариупольскому порту, что в случае интеграции региона в Россию повысит конкурентоспособность российских производителей.
Украина существенно снижает объемы потребления природного газа и электроэнергии, что повышает вероятность полного отказа от импорта российского природного газа, а значит, открывает возможности для энергетической независимости.
Кроме того, по подсчетам эксперта, высвобождается 22,51 млрд грн бюджетных дотаций для увеличения поддержки других территорий.
Металлургия региона теряет цепочку руда-кокс-металл: в случае объявления независимости или присоединения к России.
Металлургия Донбасса в течение 3-5 лет сократится до 2-3 предприятий.
В целом, по подсчетам директора Da Vinci, общие убытки государственного бюджета от потери поступлений от налога на прибыль и НДС будут компенсированы снижением затрат на импортные энергоносители, улучшением бюджетной дисциплины за счет ликвидации схем и нарушений на востоке страны.
«Потери Донецкой и Луганской областей для Украины будут достаточно болезненными, однако не катастрофическими для страны в случае оперативных действий правительства и поддержки официального Киева международным сообществом».
Однако есть и плюсы.
К примеру, после присоединения Крыма Россия перестала платить около 80 млн долл США/год за пребывание Черноморского флота.
Вопрос по Луганску и Донецку для России еще важнее, и является геополитическим.
Украина в ближайшее время намерена начать разработку Юзовского месторождения сланцевого газа, что может подкосить весь экспорт российского газа в ЕС.
Что лучше, оказать посильную помощь Луганской и Донецкой республикам или потерять рынок в 150 млрд м3/год газа?
Мощный газовый хаб в Новопсковске тоже позволит ежегодно экономить солидные средства.
Поэтому варианты развития событий на юго-востоке, вероятно, лучше рассматривать с более высоких , геополитических позиций.