Выступая на 23м Всемирном энергетическом конгрессе в Стамбуле, В. Путин назвал причины избытка предложения на рынке нефти и подтвердил намерение России присоединиться к совместным мерам по ограничению добычи нефти.
10 октября 2016 г В. Путин выступил на Всемирном энергетическом конгрессе в Стамбуле.
В начале речи он посетовал на то, что блоковая структура взаимодействия между странами мешает развитию энергетики в мире.
Некоторые страны вынуждены отказываться от прямых поставок газа, по более дешевой цене, прозрачно, но тяжело намекнул В.Путин.
Это душит развитие энергетики.
В качестве других причин избытка предложения на рынке нефти В. Путин назвал приток инвестиций в отрасль в течение последних 10 лет.
Свою лепту также внесло также совершенствование методов добычи и трудноизвлекаемой нефти (ТРИЗ) в сочетании с упрощенным доступом к финансированию.
Это позволило перейти к освоению ранее нерентабельных запасов.
Все это помогло целому ряду стран-импортеров нарастить собственные мощности по добыче и в результате рынок столкнулся с существенными факторами перепроизводства нефти и резким обвалом цен.
Сейчас же, на фоне падения цен на нефть, сократились и инвестиции, что подтолкнуло мировую энергетику к другой крайности.
Низкие цены на нефть спровоцировали самый продолжительный за 45 лет цикл падения инвестиционной активности в нефтегазе.
Капитальные расходы в нефтедобыче за 2 года сократились почти на 0,5 трлн долл США.
Из-за снижения вложений в геологоразведку (ГРР) зафиксирован наименьший за 70 лет прирост запасов нефти.
Наблюдается массовая отмена инвестиционных решений по проектам, которые теперь рассматриваются как экономически неоправданные.
При дальнейшем сохранении таких тенденций нехватка финансирования станет хронической, а мировое перепроизводство энергоресурсов неизбежно обернется их дефицитом и новыми, непредсказуемыми скачками цен.
А углеводороды, несмотря на падение цен и прогнозы о закате эры углеводородов, продолжат играть ведущую роль в мировой энергетике.
Потребление нефти и газа в мире продолжает расти, несмотря на развитие альтернативной энергетики.
А реальных оснований для выводов о закате эры углеводородов нет, во всяком случае пока, сказал В. Путин.
По прогнозу МЭА, через 20-30 лет мир останется таки углеводородным, а спрос на нефть и газ продолжит расти.
К словам В. Путина добавим данные другого отчета - 65го Ежегодного Статистического обзора мировой энергетики 2015 BP, согласно которому именно возобновляемые источники энергии (ВИЭ) показали устойчивый рост, достигнув 3% мирового первичного потребления энергии, и являются наиболее перспективными энергоресурсами.
В связи с этим В. Путин поддержал решение стран ОПЕК об ограничении добычи нефти и подтвердил готовность России присоединиться к этому соглашению.
Россия готова присоединиться к совместным мерам по ограничению добычи и призывает к этому других экспортеров нефти.
Мы поддерживаем недавнюю инициативу ОПЕК по фиксации лимитов на добычу и рассчитываем, что на заседании ОПЕК в ноябре эта идея воплотится в конкретные договоренности, дав позитивный сигнал рынкам и инвесторам, сказал В. Путин.
При этом В. Путин допустил возможность сокращения добычи.
Технологически это вполне возможно, вот только экономическая целесообразность этого шага вызывает сомнения.
Заморозка или даже сокращение добычи нефти является, пожалуй, единственно правильным решением для сохранения устойчивости всей мировой энергетики.
Это отнюдь не нарушит работу рыночных механизмов.
Напротив, ускорит ребалансировку рынка, добавил В. Путин.