А воз и ныне там: А. Новак не поехал на встречу экспертов стран ОПЕК и других нефтедобывающих стран 28 ноября 2016 г.
Об этом стало известно 26 ноября 2016 г.
Еще 12 ноября 2016 г Россия получила приглашение принять участие во встрече экспертов стран ОПЕК и других нефтедобывающих стран, которая должна была состояться 28 ноября 2016 г.
Однако уже 26 ноября 2016 г стало ясно, что Россия, вслед за Саудовской Аравией, в этой встрече участвовать не будет.
26 ноября 2016 г министр энергетики РФ А. Новак еще раз подтвердил намерение России поддержать позицию ОПЕК в мерах по стабилизации нефтяного рынка при достижении странами картеля единого консенсуса внутри организации.
Которого до сих пор нет и в помине.
И это несмотря на то, что саммит ОПЕК должен состояться уже 30 ноября 2016 г.
Причины сложившейся ситуации просты и сложны одновременно.
Ясно, что заключение членами картеля соглашения об ограничении добычи нефти выгодно большинству, но камнем преткновения по-прежнему являются квоты, которые должны быть в итоге распределены между странами ОПЕК.
Саудовская Аравия, которая первой заявила о том, что не будет участвовать в переговорах 28 ноября 2016 г, настаивает на сокращении добычи нефти странам-участницам картеля на 1,1 млн барр/сутки, а странам, не входящим в ОПЕК - на 600 тыс барр/сутки.
Иран, по мнению саудитов, должен так же войти в положение и сократить добычу, не говоря уже о России.
Много требований, которые никто не желает выполнять.
Все участники рынка хотят сокращения добычи нефти и как следствие повышения цен на нефть.
Но каждый на своих условиях.
Позиция России понятна.
Из-за более трудной извлекаемости нефти на территории нашей страны, чем, например, в Саудовской Аравии, сокращение, а тем более ограничение добычи требует времени и дополнительных финансовых средств, не говоря уже о том, что восстановить добычу на прежний уровень будет не так уж легко.
Так что вполне логично, что Россия требует от стран-участников картеля как минимум согласованной позиции, а как максимум - дополнительного обсуждения объемов, которые она будет сокращать, и будет ли вообще.
Ранее представители ОПЕК уже выражали недовольство позицией России.
Нашу страну упрекают в том, что крупнейший нефтедобытчик хочет не сократить добычу, а просто заморозить.
Сама же Россия не раз подчеркивала, что готова пойти именно на заморозку, так как ограничение на добычу в следующем году для российских компаний будет равносильно сокращению на 200-300 тыс баррелей.
Ирану были предложены спецусловия – сокращение добычи до 3,9 млн барр/сутки, а он настаивает на досанкционном уровне в 4 млн барр/сутки.
Хотя мог бы согласиться, учитывая обстоятельства.
Ирак не может договориться с ОПЕК о единой оценке данных о предложении нефти, на которых основаны нормы сокращения добычи.
Удастся ли найти компромисс? Неизвестно.
Если к 30 ноября 2016 г картелю удастся уладить разногласия, то, по оценкам министра энергетики Алжира Нуреддина Бутерфы, стоимость барреля вырастет до 55-60 долл/барр, а если сделка сорвется, то период цен ниже 50 долл/барр, похоже, затянется.
С таким прогнозом согласны и эксперты: одни полагают, что ограничение добычи в ОПЕК на уровне 33 млн баррелей/сутки поднимет цену бочки до 55 долл, другие считают, что в случае провала переговоров избыток нефти на мировом рынке в начале 2017 г сохранится на высоком уровне - 0,7 млн барр.
Однако все равно к середине года начнется движение к дефициту предложения, что и так позволит ценам вырасти.
Большинство экспертов солидарны в одном: ждать возврата «золотых» лет, когда за баррель нефти давали до 148 долл (3 июля 2008 г) не стоит. В лучшем случае к 2020 г бочка будет стоить около 60 долл/барр.
На сегодняшний день это уже неплохо.
Все-таки не обвал.