Отказ РЖД РФ от использования латвийских портов приведет транзитную отрасль промышленности Латвии к чрезвычайной ситуации, кризис этого 2го по величине сектора экономики нанесет серьезный удар по латвийской экономике в целом.
Об этом 24 мая 2017 г заявила президент «Балтийской ассоциации - Транспорт и логистика » (BATL) И. Антейн.
Правительство страны в этой ситуации проявляет нерешительность, делает непродуманные и поспешные решений, и не хочет решать вопрос конкурентоспособности отрасли.
Тезисы разгневанной И. Антейн:
- решение правительства запретить порту Вентспилса принять участие в амбициозном международном проекте Северный поток-2 показывает, что правительство не знает или не хочет встать на защиту своих национальных экономических интересов,
- аргументы правительства относительно рисков для национальной безопасности проекта строительства магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2, не выдерживает критики. На словах доктрина внешней политики Латвии говорит о том, что Россия по - прежнему стратегический партнер страны, и говорить о шпионской деятельности МГП просто несерьезно. Гораздо более реальной угрозой является резкое падение транзитных грузов и образование армии безработных, которые должны будут платить социальные пособия, но вероятнее всего эмигрируют.
- пришло время правительству взять реальную ответственность за свои решения, которые уже начинает приносить очень серьезные последствия латвийской экономике,
- занятость в транспортной отрасли промышленности Латвии, которая приносит экономике более 1 млрд евро, составляет около 100 тыс человек,
- правительство и местные власти г Вентсвпилса не интересует развитие отрасли промвышленности. BATL неоднократно призывала президент Р. Вехониса, премьер-министра Мари Куцински , министра транспорта О. Огалис уделять серьезное внимание к конкурентоспособности транспортной отрасли промышленности конкурентоспособности, но ни ее развития , ни конкурентых решений так и не дождалась. BATL пригласила к сотрудничеству в Горсовет Вентспилса, но и с участием местных органов власти решить проблему не удалось.
- с 2015 г не решается вопрос выравнивания железнодорожного тарифа, что важно для удаленного порта Вентспилса. Если предприниматель плати около 3-5 евро /т дороже при работе с портом Вентспилс, он либо останется в порту Риге или перейдет в порт Клайпеду, в результате, мы все теряем. Минтранс Латвии не решает вопросы конкурентоспособности портов и источников финансирования, вероятно, не считая это жизненно важным для транзитной отрасли промышленности,
- BATL в течение нескольких лет последовательно просили правительство, чтобы найти финансирование в 20 млн евро для транспортного сектора, чтобы иметь возможность уравнять железнодорожные тарифы и все порты. Это будет способствовать конкурентоспособности не только порта Вентспилс, но и всего латвийского транзитного коридора,
- Правительство обязано не только собирать налоги, но, в 1ю очередь, создать условия, чтобы эти налоги могли быть заработаны.
23 мая 2017 г стало известно о том, что РЖД приостановило движение транзитных грузов через порты Латвии.
Это касается нефтепродуктов, удобрений, угля и тд.
РЖД комментариев не дает.
Но ряд местных экспертов уже запальчиво заявили о том, что это реакция властей РФ на отказ Латвии в перевалке грузов для МГП Северный поток-2.
А пока транзит металлов, угля и нефтепродуктов в портах Риге и Вентспилсе из РФ снизился на 90%.
В 1й половине мая 2017 г транзит грузов из России в порты Латвии составил 45,7 тыс т, хотя еще в апреле составлял 750 тыс т, а в марте - 1,2 млн т.
BATL представляет Вентспилсский свободный порт и работающие там логистические компании Ventbunkers, «Ventspils торговый порт», «Калий-Парк», «Латвийский нефтяной транзит», SIA «Норд Natie Ventspils Terminals», «PKL флот », Портовый флот , Минерал-Транс-Сервис , Baltic Coal Terminal , Seastar , Балтийский Экспресс.
Санкции против РФ больно ударили по Латвии.
Доля транзитных грузов в порту Вентспилс наиболее высока, поэтому 2-сторонние санкции Россия-ЕС более ощутимо бьют по его экономическим показателям.
Еще в марте 2014 г о негативном влиянии санкций на транспортную отрасль промышленности поведал Минтранса Латвии.
В 2015 г транзит н/продуктов через Латвию упал на 1 млн т.
В мае 2016 г Транснефть заявила о перспективах снижения транзита нефти через порт Вентспилс до 2 млн т/год, хотя еще 3 года назад было около 6 млн т/год.
Осенью 2016 г президент Latvijas Dzelzcels (Латвийская ж/д) Э. Берзиньш веско заявил о том, что планы РФ прекратить экспорт н/продуктов через порты Прибалтики имеют экономический характер, и это случилось бы и без санкций.
С другой стороны, и ослепленных русофобией властей Латвии тоже можно понять.
Маленькая страна, большие страхи.
В Прибалтике каждый день выходят страшилки о том, что РФ может за 1 день захватить все страны Балтии.
Поэтому прибалты прижимаются к сильным странам Европы, и вынуждены следовать общей стратегии ЕС.
24 мая 2017 г Минэк Латвии на полном серьезе заявил о том, что в случае вторжения РФ экономика страны продержится не менее 2 недель.
Нужно успокоить прибалтийскую и европейскую общественность.
РФ большая, самодостаточная страна. Коррупция в стране никогда не позволит России стать мировым, господствующим лидером.
А для того, чтобы контролировать всю Европу, Прибалтика - не нужна, России вполне достаточно Крыма.