Кроме того, штаб оценит исполнение нефтяными компаниями рекомендаций Минэнерго РФ по обеспечению достаточного объема производства нефтепродуктов и наличие зимних запасов дизельного топлива во всех субъектах России.
В совещании примут участие представители Минэнерго, ФАС РФ, Минсельхоза, Минтранса, а также топ-менеджеры крупнейших нефтяных компаний. Они представят информацию о текущем состоянии поставок нефтепродуктов на экспорт и внутренний рынок, а также о ценах на топливо на автозаправочных станциях (АЗС) компаний.
Ранее президент РФ В. Путин подписал указ, согласно которому порог отклонения для выплаты топливного демпфера по бензину и дизельному топливу не будет учитываться с 1 октября до 1 мая. Введение моратория на обнуление топливного демпфера с 1 октября по 1 мая 2026 г. даст возможность сохранить расчет демпфирующей надбавки на топливо для его производителей и будет способствовать стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке, отмечали в пресс-службе Минэнерго РФ.
Напомним, ранее правительство России ввело ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива до конца текущего года. Для бензина запрет продлен для всех участников рынка, а для дизельного топлива, судового топлива и газойлей запрет введен только на непроизводителей.
Новые меры поддержки топливного рынка
В числе новых мер для стабилизации топливного рынка рассматриваются предложения по совершенствованию механизма биржевых торгов, установлению нормативов для нефтекомпаний и поручения по оптимизации логистики. Об этом этом сообщает газета Коммерсант со ссылкой на источник, знакомый с итогами прошедшего 9 октября заседания штаба по ситуации на рынке нефтепродуктов под руководством А. Новака.Минэнерго РФ, ФАС, ЦБ и Петербургской бирже поручено подготовить предложения, которые обеспечат приоритет поставок топлива конечным потребителям на бирже, в т.ч. через создание отдельной торговой секции.
В настоящее время на торгах действует одна основная сессия. Вторая сессия, на которой нефтяные компании могли покупать топливо друг у друга, была отменена в конце 2023 г.
Кроме того, Минэнерго России дано поручение представить предложение об установлении обязанности нефтекомпаний направлять на переработку не менее 40% нефти с последующей поставкой на внутренний рынок. Аналитики ОМТ-Консалт отмечают, что текущий объем переработки в РФ составляет приблизительно 280 млн т, или 53% от добычи в размере 510–530 млн т. При этом, указывают там, 30% российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) имеют глубину переработки менее 75%, и такие предприятия могут столкнуться с необходимостью модернизации и будут вынуждены увеличивать закупки нефти у сторонних компаний.
Также ФАС, Минэнерго и Петербургская биржа должны представить предложения по учету в обязательном нормативе биржевых продаж поставки автомобильным транспортом. Речь идет о мелкооптовых партиях, которые перевозят автоцистерны. Сейчас производители обязаны продавать на бирже 15% бензина и 16% дизельного топлива.
Помимо этого, по итогам заседания штаба поручено ускорить железнодорожные перевозки нефтепродуктов, в т.ч. путем уменьшения времени оборота цистерн. В РЖД сообщили, что приблизительно 2 тыс. цистерн простаивают более трех суток из-за загруженности резервуаров на нефтебазах, проблемы создает и простой порожних вагонов на подъездных путях НПЗ. РЖД предлагает распространить на станции у НПЗ практику, которая применяется в портах и дает возможность эвакуировать неиспользуемые вагоны на резервные пути.
Проблемы на рынке топлива
В последние месяцы оптовые цены на бензины АИ-92 и АИ-95 обновляют исторические максимумы. Стоимость АИ-92 устанавливает рекорд пятый торговый день подряд: 20 октября ИА-92 подорожал на 0,08%, до 74,33 тыс. руб./т. АИ-95 подешевел на 0,51%, до 79,62 тыс. руб./т.Биржевая цена зимнего дизельного топлива увеличилась на 0,2%, до 77,7 тыс. руб./т, обновив исторический рекорд, который был установлен в ноябре 2024 г.
Источник Ъ на рынке оценивает дефицит бензина в России в 20% от стандартных ежемесячных поставок.









