По данным Петербургской биржи:
- бензин АИ-92 на сегодняшних торгах подорожал на 0,46%, до 74,202 тыс. руб./т;
- стоимость АИ-95 по территориальному индексу европейской части России упала за день на 0,72%, до 79,781 тыс. руб./т;
- цена летнего дизельного топлива увеличилась за день на 0,53%, до 71,33 тыс. руб./т,
- стоимость межсезонного дизельного топлива также прибавила на сегодняшних торгах 0,42% и поднялась до 70,362 тыс. руб./т,
- зимнего дизеля - повысилась на 0,12%, до 77,407 тыс. руб./т;
- топочный мазут подорожал за день на 2,64%, до 23,073 тыс. руб./т;
- цена топлива для реактивных двигателей (авиакеросин) выросла за день на 2%, до 76,68 тыс. руб./т;
- стоимость сжиженных углеводородных газов (СУГ) увеличилась на сегодняшних торгах на 0,76%, до 19,881 тыс. руб./т.
Также вице-премьер РФ А. Новак заявлял, что правительство РФ в ручном режиме решает вопросы с обеспечением топлива в тех субъектах страны, где наблюдаются перебои.
Кроме того, Российский топливный союз (РТС) сообщал, что рентабельность автомобильных заправочных станций (АЗС) по бензину в данный момент отрицательна, ряд независимых АЗС уже закрывается.
Для поддержания стабильной работы топливного розничного рынка, влияющего на снабжение регионов страны газомоторным топливом (ГМТ), РТС предлагал принять несколько мер:
- обеспечить выполнение в полном объеме рекомендации Минэнерго РФ по объемам мелкооптовых и биржевых продаж, а также сроков и объемов отгрузки по биржевым сделкам;
- при таргетировании роста розничных цен на ГМТ вместо индекса потребительских цен использовать композитный индекс инфляции, учитывающий рост налоговой и кредитной нагрузок;
- рассмотреть временный запрет экспорта дизельного топлива для производителей с его реализацией до наступления холодов.
Топливный кризис
2 октября 2025 г. стало известно, что стоимость бензина АИ-92 на Петербургской бирже вернулась к росту. Цена АИ-95 увеличилась до 80,044 тыс. руб./т.Рост стоимости топлива эксперты связывают с дефицитом нефтепродуктов на рынке, на который ранее указывал вице-премьер РФ А. Новак.
Проблемы на топливном рынке начались из-за атак на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Так, в РБК со ссылкой на данные агентства количественной информации «Сиала» отмечали, что на российских НПЗ зафиксирован рекордный уровень простоев мощностей первичной переработки нефти. К 28 сентября 2025 г. приблизительно 38% мощностей не было задействовано, что эквивалентно 338 тыс. т/сутки. По оценкам экспертов, общая доступная мощность переработки на действующих НПЗ сейчас составляет около 555 тыс. т/сутки.
Эмбарго на экспорт бензина
Напомним, регулирование экспорта бензина в ручном режиме правительство РФ осуществляет уже в течение почти двух лет. Причем от эмбарго на экспорт дизельного топлива удалось отказаться довольно быстро, тогда как ситуация с бензином сложнее. Это обусловлено тем, что в сравнении с производством дизельного топлива, запас по мощностям для выпуска бензина в России существенно ниже.- полный запрет действовал с 21 сентября по 17 ноября 2023 г. в ситуации резкого роста биржевых цен на топливо и предкризисного состояния на топливном рынке, затем он был восстановлен на период с 1 марта по 31 августа 2024 г., чтобы поддержать стабильность топливного рынка в период высокого спроса в ситуации выбытия части перерабатывающих мощностей в результате плановых и неплановых ремонтов на НПЗ;
- в период с 20 мая по 31 июля 2024 г. запрет ослаблялся во избежание затоваривания - было дано разрешение на экспорт бензина для производителей (компаний с объемом переработки свыше 1 млн т/год);
- на фоне затягивающихся ремонтов НПЗ с 1 августа 2024 г. запрет на экспорт бензина был возвращен в полном объеме, а затем - продлен до конца 2024 г.,
- 30 ноября 2024 г. правительство РФ продлило временное ограничение на экспорт бензина до 31 января 2025 г. для непроизводителей, но с поставок, осуществляемых непосредственными производителями нефтепродуктов, запрет был снят;
- в том же виде эмбарго было продлено до 28 февраля 2025 г., затем - до 31 августа, а сейчас - до 31 октября;
- с 28 июля 2025 г. запрет был ужесточен, распространившись на производителей на период до 31 августа, затем - до 30 сентября, сейчас - до конца 2025 г.