Об этом сообщает газета Коммерсантъ со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
По данным Ъ:
- власти РФ в ближайшие дни могут утвердить постановление, разрешающее экспорт бензина для НПЗ на 2 месяца;
- документ вступит в силу с момента опубликования, отмена эмбарго планируется по 31 января 2025 г.
Еще в середине октября 2024 г. против досрочного снятия эмбарго на экспорт бензина выступала ФАС РФ.
Представители независимых автомобильных заправочных станций (АЗС) называли снятие запрета преждевременным, опасаясь дальнейшего роста оптовых цен и увеличения убытков.
Вице-премьер РФ А. Новак 22 ноября 2024 г. подтверждал, что Россия откроет экспорт бензина, ограниченный до конца этого года, досрочно, но не уточнял сроки. Последний раз действующее с 1 марта эмбарго ЕАЭС снималось с 20 мая по 31 июля 2024 г.
С 1 августа 2024 г. запрет был возвращен, а затем - продлен до конца 2024 г.
Тезисы руководителя направления консалтинга NEFT Research А. Котова:
- январь с длинными новогодними праздниками и февраль как самый короткий месяц в году - наименее нагруженные месяцы с точки зрения спроса на топливо;
- в случае отсутствия форс-мажоров, таких как незапланированные остановки НПЗ, мы не видим опасности дефицита на рынке;
- при этом рост цен на бензин в начале 2025 г. неизбежен даже на фоне низкого сезона, т.к. с января ожидается индексация акцизов.
Динамика цен на топливо
Последние 10 дней оптовые цены на бензин были нестабильны, однако постепенно отходили от пиковых значений середины ноября.Тогда котировки АИ-95 и АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) по территориальному индексу европейской части РФ достигли 64,79 тыс. руб./т и 61,93 тыс. руб./т соответственно.
Источники Ъ среди трейдеров связывают волатильность с неравномерностью объемов продаж на бирже.
Они отметили, что на прошлой неделе один из крупнейших поставщиков целый день не продавал топливо, что вызвало всплеск цен.
По данным СПбМТСБ на 28 ноября 2024 г.:
- бензин АИ-92 подешевел на 0,26%, до 58,941 тыс. руб./т,
- АИ-95 подорожал на 0,29%, до 62,603 тыс. руб./т,
- стоимость зимнего дизельного топлива упала на 0,70%, до 73,718 тыс. руб./т.
- декабрь и январь - традиционно пиковые месяцы по производству бензинов;
- в предыдущие годы экспорт топлива в эти месяцы доходил до 500 тыс. т без каких-либо проблем для рынка, а цены при этом снижались;
- нефтекомпании благодаря этому могли получать дополнительные доходы и улучшать свои балансы, говорит господин;
- но рынок нефтепродуктов комплексный и многофакторный, так что его состояние после снятия запрета на экспорт будет зависеть и от того, какие объемы уйдут на экспорт и какие именно НПЗ будут отправлять их;
- помимо этого, критическое значение будет иметь ценовая динамика на внешних рынках.
- если после открытия экспорта НПЗ увеличат переработку и появятся дополнительные объемы, которые компании будут поставлять на экспорт и на внутренний рынок, то продажи в России могут даже увеличиться, а цены - скорректироваться;
- по другому сценарию, НПЗ по каким-то причинам не смогут нарастить производство, и часть текущих объемов будет перенаправлена на экспорт в ущерб внутреннему рынку, что приведет к всплеску котировок.