Об этом заявил его основатель-миллиардер А. Данготе, опровергнув заявления о необходимости дополнять поставки Dangote импортом, чтобы покрыть дефицит топлива в стране.
29 октября 2024 г. президент Нигерии Б. Тинубу провел в г. Абудже рабочую встречу с представителями нефтяного регулятора, главой государственной NNPC, министром финансов и А. Данготе.
Цель - пересмотреть политику, требующую от NNPC продавать сырую нефть НПЗ Dangote в национальной валюте найра, чтобы ослабить валютное давление и помочь заводу получить достаточное количество сырой нефти для переработки - 650 тыс. барр./сутки.
Ранее НПЗ Dangote приходилось покупать нефть на международном рынке, но компания подала жалобу, заявив, что нефтяные трейдеры блокируют доступ к нефти местного производства, продавая ее по ценам выше рыночных или заявляя о ее отсутствии, что вынуждает НПЗ полагаться на дорогостоящий импорт.
У. Эдун, министр финансов, заявил, что план по продаже нефти в найрах останется в силе, и правительство не будет вмешиваться в определение обменного курса для нефтяного сектора.
Нигерия намерена прекратить импорт нефтепродуктов, как только НПЗ Dangote выйдет на полную мощность.
Кто виноват в нехватке топлива на внутреннем рынке Нигерии?
Две недели назад местные трейдеры начали увеличивать импорт, утверждая, что НПЗ Dangote не в состоянии удовлетворить внутренний спрос, что усугубляет нехватку топлива.
После встречи с президентом А. Данготе пояснил, что его бизнес не занимается розничной торговлей бензином и нельзя его обвинять в нехватке топлива в Нигреии.
Он подчеркнул, что хранение топлива в резервуарах обходится ему не дешево.
Тезисы А. Данготе:
- я ожидаю, что NNPC и другие участники рынка прекратят импорт;
- они должны приехать и забрать топливо;
- у нас есть все, что им нужно.
Предполагалось, что это будет достаточно для удовлетворения внутреннего спроса.
Однако на нефтяной конференции в г. Лагосе 28 октября 2024 г. регулятор отрасли заявил, что ежедневная потребность Нигерии в бензине составляет от 45 до 50 млн л.
При этом 24 октября 2024 г. НПЗ Dangote поставил на местный рынок сразу около 79,4 млн л бензина по морю.
В заявлении, опубликованном пресс-секретарем правительства, президент Б. Тинубу призвал заинтересованные стороны сосредоточиться на поставках достаточного количества бензина для местного потребления, чтобы снизить зависимость от импорта.
Он также поручил использовать Afreximbank, финансового консультанта схемы продажи нефти в найрах, в качестве расчетного банка для установления цен на нефть и нефтепродукты в национальной валюте.
Непростые отношения Dangote и NNPC
- в июле 2024 г. А. Данготе сократил долю участия NNPC в НПЗ до 7,2% с 20%;
- NNPC по указанию властей отказывается от посреднических услуг при продаже бензина с НПЗ Данготе, что может повысить стоимость бензина для потребителей:
- в сентябре 2024 г. NNPC начала отгружать бензин с НПЗ Данготе,
- 26 сентября Палата представителей призвала правительство обязать NNPC и НПЗ Данготе разрешить независимым продавцам забирать бензин напрямую с завода,
- в сентябре NNPC заявила, что покупает бензин на НПЗ Данготе по цене 898,78 найр/л и продает его розничным продавцам по цене 765,99 найр/л, получая субсидию от властей в размере почти 133 найр /л;
- 28 октября 2024 г. стало известно об иске НПЗ Данготе от 6 сентября:
- с требованием аннулировать лицензии на импорт нефтепродуктов, выданные NNPS и 6 другим нефтетрейдерам,
- с требованием от Нигерийского управления по регулированию добычи и переработки нефти возмещения ущерба в размере 100 млрд найр за то, что оно продолжало выдавать лицензии на импорт дизельного и авиационного топлива, утверждая, что это противоречит положениям Закона о нефтяной промышленности,
- сейчас НПЗ Данготе пытается спустить на тормоза, предполагая отозвать иск.
Автор: А. Гончаренко