Об этом 8 октября 2024 г. сообщила пресс-служба правительства РФ.
Дефицита нет
В заседании штаба приняли участие руководители Минэнерго, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Минсельхоза, Минфина, РЖД, Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), нефтяных компаний и депутатов Госдумы.На заседании обсуждалась текущая ситуация на рынке нефтепродуктов, условия их транспортировки по железной дороге, а также поставки топлива сельхозпроизводителям.
Отмечено, что:
- по информации Минэнерго и ФАС, цены на топливо в розничном сегменте остаются стабильными, не превышают инфляцию,
- дефицит отсутствует,
- внутренний рынок полностью обеспечен бензином и дизельным топливом.
Между тем, данные Росстата показывают, что розничные цены на бензин опережают уровень инфляции 10 недель подряд, с конца июля 2024 г.
С начала 2024 г. к 30 сентября рост цен на бензин составил 7,7% (в т.ч. АИ-92 - 6,4%, АИ-95 - 7,1%, АИ-98 и выше - 14,6%), на дизтопливо - 3,4%.
При этом инфляция за тот же период, по оценке Росстата, составила 5,72%.
Однако мониторинг Росстата охватывает порядка 1700 АЗС в 279 обследуемых городах РФ, тогда как на конец 2022 г. в России было учтено почти 30,5 тыс. автозаправочных станций всех типов (многотопливные, автомобильные газонаполнительные компрессорные, автомобильные газозаправочные, криогенные газозаправочные и электрозаправочные) на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения.
В июле 2024 г. первый замглавы Минэнерго РФ П. Сорокин в Госдуме говорил, что наблюдаемый на тот момент всплеск цен на АИ-95 был временным, а по году в целом рост цен на АЗС останется в пределах инфляции.
Поручения Новака
По итогам заседания штаба А. Новак поручил:- Минэнерго и ФАС осуществлять мониторинг цен на топливо,
- обеспечивать регулярность и равномерность продаж бензина и дизельного топлива на СПбМТСБ,
- обеспечить своевременные сроки доставки топлива покупателям, в т.ч. по ж/д.
Отдельно А. Новак указал на необходимость особого внимания к переходу с летнего на зимнее дизельное топливо с точки зрения наличия его объемов и формирования доступных даже для Дальнего Востока цен.
Вице-премьер подчеркнул, что они не должны расти выше инфляции.
Торги зимним дизтопливом на СПбМТСБ начались с 1 октября 2024 г., сразу же обновив исторический максимум - 81037 руб./т по национальному индексу (в 2023 г. ситуация сложилась аналогичная).
По итогам торгов 8 октября 2024 г. на СПбМТСБ по национальному индексу зимнее дизтопливо подешевело на 0,53%, до 79950 руб./т.
По другим видам топлива (за исключением топлива для реактивных двигателей) ситуация более спокойная в т.ч. благодаря завершению периода высокого летнего спроса и восстановленному с 1 августа 2024 г. запрету на экспорт бензина из РФ (действует до 31 декабря 2024 г.):
- бензин АИ-92 подорожал на 0,2%, до 59494 руб./т (с начала осени цена снизилась на 0,63%),
- бензин АИ-95 - подорожал на 0,28% до 65349 руб./т (с начала осени подешевел на 8,52%),
- летнее дизтопливо - подешевело на 0,06%, до 60869 руб./т (на 3,08 с начала осени),
- межсезонное дизтопливо - подорожало на 0,03% до 60581 руб./т.
По состоянию на 8 октября цены пошли вниз - топливо для реактивных двигателей подешевело на 1,01%, до 79016 руб./т.
Рост цен на авиакеросин, который используется для смешения с дизтопливом с целью оптимизации его низкотемпературных свойств и получения зимнего дизеля, в 2023 г. стал серьезной проблемой для регулятора, рассматривался даже возможный запрет экспорта.
Однако пока не планируется запрещать экспорт даже самого дизтоплива, в т.ч. зимнего, хотя как возможная мера для поддержания стабильности на рынке этот шаг обсуждался.