Экспорт российского мазута и ВГО морским транспортом в июле 2024 г. вырос на 7% по сравнению с июнем, примерно до 4,05 млн т, чему способствовало завершение сезонного технического обслуживания российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
В июле прямые поставки мазута и ВГО из российских портов в Китай выросли на 18% в месячном исчислении, до 0,7 млн т.
Китай импортирует прямогонный мазут и ВГО для переработки сырья, объединяя его с сырой нефтью Urals.
Поставки в Саудовскую Аравию с июня почти удвоились и составили 700 тыс. т.
Большая часть поставок предназначалась для электростанций в жаркий летний сезон, когда потребление электроэнергии достигает пика.
Также по данным трейдеров и LSEG:
- поставки российского мазута и вакуумного газойля в Индию в июле сократились на 7% до 48 тыс. т;
- поставки этих нефтепродуктов в Фуджейру выросли с 200 тыс. т до 320 тыс. т;
- поставки в Турцию повысились с 95,5 тыс. т до 264 тыс. т;
- экспорт мазута и ВГО в Южную Корею из российских тихоокеанских портов увеличился с 36,2 тыс. т в июне до 118 тыс. т;
- около 295 тыс. т ВГО и мазута, загруженных в российских портах в июле, были отправлены для перевалки борт-в-борт вблизи Греции и Мальты.
Основным направлением для российских нефтепродуктов остается Азия.
В то же время мощности по первичной переработке нефти в России в июле были ниже июньского уровня примерно на 44% - на уровне 2,5 млн т.
15 августа 2024 г. стало известно, что морской экспорт нефтепродуктов из России в Азию через мыс Доброй Надежды в июле 2024 г. почти удвоился по сравнению с июнем 2024 г. и достиг рекордного уровня в 1,1 млн т, поскольку все больше судов выбирают маршрут вокруг Африки, чтобы избежать пути через Суэцкий канал.
Отмечалось, что основную часть экспорта составила нафта - 830 тыс. т.
кроме того, по маршруту следовали грузы с мазутом, загруженные в балтийских портах Усть-Луга и Высоцк, а также грузы с дизельным топливом с низким содержанием серы из порта Приморск.
Экспорт нефтепродуктов предназначался для Сингапура, Тайваня, Индии и Китая.
Трейдеры с декабря 2023 г. перенаправляют грузы с российскими нефтепродуктами вокруг Африки, избегая Красного моря из-за повышенного риска нападений со стороны йеменской группировки хуситов, связанной с Ираном:
- в 2024 г. по меньшей мере 3 танкера с российскими нефтепродуктами подверглись нападению со стороны йеменских хуситов, в т.ч. танкер M/T Wind под флагом Панамы в мае и танкер Chios Lion под флагом Либерии, загруженное в июле в черноморском порту Туапсе примерно 90 тыс. т мазута,
- Chios Lion, как следует из данных LSEG, до сих пор дрейфует в Суэцком канале.
Автор: А. Хасанова