USD 99.018

+0.65

EUR 104.5016

+0.21

Brent 71.66

-0.75

Природный газ 2.719

-0.04

2 мин
...

На топливном рынке все чаще фиксируют задержки с отгрузками

Наиболее критичная ситуация складывается по бензинам АИ-95 и АИ-100.

На топливном рынке все чаще фиксируют задержки с отгрузками

Москва, 12 авг - ИА Neftegaz.RU. Нефтяные компании все чаще задерживают отгрузки бензина и дизельного топлива, а также допускают дефолты.
Об этом 12 августа 2024 г. пишет Ъ со ссылкой на источники среди биржевых трейдеров.

Дефолты и срывы сроков

По данным издания:
  • участники топливного рынка все чаще сталкиваются с продлением сроков отгрузки купленных на бирже бензина и дизтоплива со стороны нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), а также с дефолтами по таким сделкам:
    • систематичное продление сроков поставки происходит по более дорогому товару, а более дешевые объемы дефолтят,
    • в ряде компаний продавали «воздух» - товар, который не были в состоянии отгрузить, объясняя трудности плановыми или внеплановыми ремонтами на НПЗ и недостатком вагонов-цистерн,
    • наиболее критичная ситуация складывается по АИ-95 и АИ-100,
    • стоимость АИ-100 на НПЗ уже превышает 100 тыс. руб./т, а срок отгрузки в ряде случаев - более 2 месяцев,
    • за последние несколько месяцев продлевается около 10% сделок по бензину и дизтопливу;
  • среди крупнейших нефтяных компаний больше всего сделок продлевает ЛУКОЙЛ:
    • Нижегородский НПЗ компании, на котором в начале 2024 г. вышла из строя установка каталитического крекинга, в июне перезапустил установку,
    • однако до последнего времени в полном объеме восстановить производство не удалось,
    • Нижегородский НПЗ до сих пор не возобновил продажи АИ-95 на бирже и в первую очередь снабжает АЗС компании.

По правилам Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), поставка биржевого товара осуществляется в течение 30 календарных дней с даты заключения соответствующего договора.
Дефолт наступает, когда при нарушении 30-дневного периода покупатель и НПЗ не смогли договориться о продлении сроков сделки.
В случае дефолта поставщик должен заплатить штраф в размере 5% от суммы договора.
Однако, когда цены на нефтепродукты растет больше чем на эту величину, покупатель чаще всего соглашается на продление сделки, т.к. иначе ему приходится приобретать более дорогой товар.

Последствия

Участники топливного рынка оценивают ситуацию с увеличением сроков отгрузки как сложную.
Наибольший риск обострения положения дел с поставками заключается в дальнейшем росте оптовых цен.
Учитывая установку российских властей на недопущение роста розничных цен выше инфляции, это грозит ухудшением рентабельности бизнеса независимых АЗС, и в т.ч. может привести к снижению проливов.
Независимые АЗС неоднократно жаловались на то, что НПЗ продают меньше высокооктанового бензина, чем требуется рынку.

В результате биржевая стоимость АИ-95, несмотря на действующий запрет на экспорт бензина, находится на максимумах 2024 г., а рентабельность продаж АИ-95 и АИ-100 на АЗС либо отрицательная, либо околонулевая.
Между тем, опережающий рост цен на АЗС по отношению к инфляции Росстат фиксирует 2ю неделю подряд.
Потребительские цены на автомобильный бензин за неделю по 29 июля росли выше инфляции на 0,21 п.п., за неделю по 5 августа - уже на 0,51 п.п.

Минэнерго РФ, в свою очередь, уверяет, что спрос на моторное топливо на внутреннем рынке обеспечен предложением.
Отгрузки бензина на внутренний рынок по состоянию на 7 августа на 5% превышают уровень аналогичного периода 2023 г., а дизельного топлива - на 8%.
Сформировано достаточно товарных запасов для снабжения внутреннего рынка - объем бензина на складах составляет 2,03 млн т, дизельного топлива - 3,31 млн т.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram