Это следует из данных аналитической компании Kpler.
Показатели упали на 24 и 20% к апрелю 2023 г. на фоне плановых и внеплановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
По данным Kpler:
- Россия в апреле 2024 г. сократила экспорт мазута из портов на 24% по сравнению с апрелем 2023 г. и на 11% против уровня марта 2024 г., до 815 тыс. барр./сутки;
- морской экспорт нафты упал на 20 и 15% соответственно, до 322 тыс. барр./сутки.
- показатели стали самыми низкими с момента наблюдения, то есть как минимум с 2017 г.;
- накладывание сезона ремонтов и недостающих мощностей после украинских атак дронами вылилось в слабейший месяц для российского экспорта нефтепродуктов.
Экспорт дизельного топлива
В апреле 2024 г. также продолжил сокращаться морской экспорт дизельного топлива.Показатель снизился на 23% по отношению к уровню марта 2024 г. и на 28% к апрелю 2023 г., достигнув 762 тыс. барр./сутки.
Он последовательно снижается с февраля с январской отметки в 1,15 млн барр./сутки.
В то же время экспорт бензина из России запрещен с 1 марта 2024 г. на 6 месяцев (за исключением ряда стран).
Поставки дизельного топлива сократились по большинству направлений и заметно выросли только в Китай - с 285 барр./сутки. до 6 тыс. барр./сутки.
В некоторые страны экспорт возобновился после некоторого перерыва, например, в Алжир, Кот-д’Ивуар, Судан.
Основными рынками поставок для российского дизельного топлива в апреле 2024 г. остались Турция (309 тыс. барр./сутки, падение на 20% к марту 2024 г.) и Бразилия (109 тыс. барр./сутки, падение на 22%).
Еще для 141 тыс. барр./сутки направление поставок не определено.
Экспорт мазута
Больше всего мазута Россия поставила в апреле 2024 г. в Китай, но с марта 2024 г. показатель снизился на 38%, до 135 тыс. барр./сутки.При этом в 1,5–3 раза увеличился экспорт в Сингапур, Египет и Турцию.
Экспорт нафты
Основными направлениями поставок нафты стали КНР, Сингапур и Бразилия:- в Китай экспорт повысился на 37% к марту 2024 г., до 49 тыс. барр./сутки,
- в Сингапур - снизился в 1,8 раза, до 45 тыс. барр./сутки,
- в Бразилию - повысился в 2 раза, до 38 тыс. барр./сутки.
Только в марте 2024 г. о подобных инцидентах сообщали власти Нижегородской, Самарской, Орловской, Рязанской, Ростовской, Ленинградской и других областей.
Минэнерго России в конце апреля 2024 г. сообщало, что производство бензина и дизельного топлива в апреле стабилизировалось, при этом поставки на внутренний рынок превышают объемы 2023 г., а экспорт снижен.
В начале апреля министр энергетики России Н. Шульгинов заявлял, что Минэнерго РФ рассчитывает на завершение всех внеплановых ремонтов на НПЗ в апреле-мае 2024 г.
Согласно последним данным Росстата:
- в марте на фоне инцидентов на НПЗ производство бензина сократилось на 3,5% по сравнению с февралем и на 7,9% к аналогичному периоду 2024 г.;
- производство дизельного топлива в марте 2024 г., напротив, выросло к февралю на 5,4%, но снизилось на 5,7% к марту 2023 г;
- в абсолютном выражении показатели в 1м квартале 2024 г. составили 11 млн т (снижение на 1,3%) и 21,9 млн т (снижение на 2,2%) соответственно;
- выпуск мазута в марте 2024 г. упал на 7,9% к февралю и на 22,2% к марту 2023 г;
- всего за 1й квартал он сократился на 11,6%, до 9,7 млн т;
- производство нафты выросло в марте на 41,6% к февралю, но сократилось на 22,2% к марту 2023 г;
- всего за первые 3 месяца 2024 г. оно составило 2 млн т, что на 32,7% ниже аналогичного показателя 2023 г.
Вице-премьер тогда подчеркивал, что у РФ есть потенциал роста переработки за счет свободных мощностей НПЗ.
Одновременно он указал на основной барьер для увеличения загрузки НПЗ, который заключается в ограничении на объем вывоза нефтепродуктов с НПЗ и доставки их до потребителей.
По вопросам логистики Минэнерго РФ ведется работа совместно с Минтрансом и РЖД.
Автор: А. Хасанова