Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
По данным СПбМТСБ:
- цена бензина Аи-92 подросла на 0,8%, до 41,964 тыс. руб./т;
- 30 ноября 2023 г., стоимость топлива увеличивалась на торгах, после чего она непрерывно снижалась;
- бензин Аи-95 подорожал впервые с 30 ноября 2023 г. на 0,6%, до 46,62 тыс. руб./т;
- цена летнего дизельного топлива увеличилось на 1,08%, до 54,149 тыс. руб./т;
- межсезонный дизельное топливо выросло на 2,2%, до 53,728 тыс. руб./т;
- зимние дизельное топливо подорожало на 0,43%, до 69,531 тыс. руб.т;
- цена топочного мазута выросла на 4,7%, до 15,418 тыс. руб./т;
- стоимость топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) подросла на 0,97%, до 81,058 тыс. руб./т;
- сжиженные углеводородные газы (СУГ) подешевели на 10,17%, до 19,069 тыс. руб./т;
- на Урале и в Сибири, где находятся основные производители СУГ, стоимость этого вида топлива снизилась на 7,16%, до 13,104 тыс. руб./т.
Также говорилось, что в настоящее время внутренний топливный рынок РФ полностью стабилизировался на фоне сезонного снижения спроса, завершения ремонта НПЗ и восстановления демпфера.
Спрос серого экспорта снижен за счет заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов, что снижает спрос на торгах.
Также участники рынка учли, что власти готовы действовать жестко, вводя демонстративно-карательные меры для стабилизации топливного рынка.
Напомним, что 8 декабря 2023 г. на СПбМТСБ стоимость бензина Регуляр-92 и Премиум-95 в европейской части России уменьшилась за неделю на 4-7% и опустилась до уровня конца февраля 2023 г.
Стабилизация цен на топливо
Биржевые цены на топливо в России начали расти весной и несколько месяцев держались на рекордных уровнях.Значительно ускорили темпы роста и розничные цены.
С 21 сентября 2023 г. правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка.
1й замглавы Минэнерго РФ П. Сорокин уточнял, что запрет пока введен бессрочно, срок его действия будет зависеть от насыщения рынка и результатов этой меры.
5 октября 2023 г. запрет был ослаблен - был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля.
6 октября 2023 г. правительство РФ утвердило несколько новых системных мер для сохранения стабильности на топливном рынке:
- в частности, принято решение внести поправки в Налоговый кодекс и восстановить с 1 октября параметры топливного демпфера, которые были скорректированы с 1 сентября;
- также Россия снимает ограничения на экспорт дизельного топлива по трубопроводам в морские порты для производителей, поставляющих на внутренний рынок не менее 50% от произведенного дизельного топлива;
- для поставщиков топлива, которые покупают его на рынке, а не производят сами, для предотвращения возможного серого экспорта введена заградительная пошлина на нефтепродукты в 50 тыс. руб./т.
Кроме того, власти РФ повысили требования к продаже нефтяниками бензина 5го класса на биржевых торгах с 13% до 15%, дизельного топлива - с 9,5% до 12,5%, что позволит повысить гарантированный объем предложения востребованного топлива на биржевых торгах и увеличить долю сделок на конкурентных условиях.
Повышение начало действовать с 6 ноября 2023 г.
9 ноября 2023 г. стало известно, что в настоящее время правительство России обсуждает возможность снятия частичного запрета на экспорт бензина Аи-95 и Аи-92, а также видов топлива с более низким октановым числом.
17 ноября 2023 г. кабмин снял запрет на экспорт бензина.
Однако через несколько дней правительство решило отменить и запрет на экспорт летнего дизельного топлива.
Общие запасы нефтепродуктов в РФ сейчас составляют более 5 млн т, сообщало Минэнерго России.
Автор: П. Паршинова