USD 95.0262

+0.52

EUR 104.8664

+0.42

Brent 78.15

+0.64

Природный газ 2.837

-0.14

4 мин
...

Это бесперспективно. Глава Минэнерго РФ прокомментировал надежды на быстрое снятие запрета на экспорт топлива

Н. Шульгинов пояснил, что мера будет действовать до стабилизации топливообеспечения и цен.

Это бесперспективно. Глава Минэнерго РФ прокомментировал надежды на быстрое снятие запрета на экспорт топлива

Источник: Минэнерго РФ

Москва, 28 сен - ИА Neftegaz.RU. Минэнерго РФ считает, что ожидания быстрого снятия запрета экспорта топлива бесперспективны, эта мера будет действовать до стабилизации топливообеспечения и цен.
Об этом 28 сентября 2023 г. сообщил глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов, его слова приводит ТАСС.

Столько, сколько нужно

Запрет на экспорт топлива из России будет действовать столько, сколько нужно, чтобы обеспечить стабильность топливообеспечения и нормализацию цен.
При этом министр подчеркнул, что Минэнерго при регулировании рынка топлива выступает за баланс между интересами потребителей и производителей.

Тезисы от Н. Шульгинова:
  • мы с другими ведомствами, службами и компаниями в ежесуточном режиме осуществляем мониторинг рынка для возможного принятия дополнительных оперативных мер,
  • скажу одно - ожидания быстрого снятия запрета экспорта топлива бесперспективны,
  • мера будет действовать столько, сколько нужно для стабилизации топливообеспечения и цен,
  • перекупщики топлива лишатся возможности торговать бензином и дизелем на внешних рынках даже после нормализации ситуации на рынке,
  • это касается всех нефтепродуктов, а не только классового топлива, те, кто скупает товар на бирже для его перепродажи на экспорт в виде неклассового топлива, не смогут это сделать,
  • для нас главное в этом вопросе - обеспечение внутреннего рынка как по стоимостным параметрам, так и по объемам, особенно для аграриев,
  • но в этом вопросе также важен баланс интересов потребителей: как оптовых и розничных, так и собственно производителей топлива.

Причины проблем

Рост биржевых цен на бензин и дизельное топливо начался с апреля 2023 г.
Тогда сказался ряд факторов, в т.ч. анонсированное Минфином РФ 2-кратное сокращение выплат по топливному демпферу нефтяным компаниям (ожидалось с 1 июля 2023 г., в реальности вступило в силу с 1 сентября и будет действовать до конца 2026 г.), приближение пикового летнего сезона спроса и начало периода планово-предупредительных ремонтов (ППР) не нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
В последние два месяца рост усилился, поскольку к уже сложившимся обстоятельствам добавились новые.
Среди факторов, определивших динамику оптовых цен в последние 2 месяца, Н. Шульгинов назвал валютные колебания, снижение дисконтов по продажам российской нефти Urals, рост мировых цен на нефть, и рост цен на нефтепродукты на мировых рынках.

Тезисы от Н. Шульгинова:
  • изменение стоимости топлива на внутреннем рынке было вызвано увеличением экспортной альтернативы на нефтепродукты,
  • это и заложило экономическую мотивацию для серого экспорта, так как цены на экспортируемое топливо оставались все равно выше, чем на внутреннем рынке.

Демонстративно-карательный запрет

Правительство РФ с 21 сентября 2023 г. ввело запрет на экспорт из России бензина и дизельного топлива.
Этот запрет был заявлен как инструмент стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, повышения надежности обеспечения потребителей и предотвращения вымывания объемов топлива с рынка за счет серого экспорта.
Введенный запрет стал:
  • полным - предусматривается лишь узкий круг исключений, связанных с исполнением Россией своих международных обязательств, обеспечения своих интересов и ряда др. моментов,
  • бессрочным - было анонсировано, что запрет введен временно, но сроки и четкие условия его снятия четко не оговариваются, пояснялось лишь, что дальнейшие меры властей будут зависеть от насыщения рынка.

Тезисы от Н. Шульгинова:
  • принятая правительством мера уже показала свой эффект,
  • за минувшую неделю биржевые цены снизились в среднем на 20% по автомобильному бензину и на 16% - по дизелю,
  • мы ожидаем дальнейшую стабилизацию рынка и снижение цен в мелкооптовом и розничном сегментах,
  • нефтяным компаниям даны соответствующие рекомендации по ускоренному переносу падения опта в мелкий опт,
  • топливообеспечение сельхозпроизводителей находится у министерства на особом контроле, им предоставляют дополнительные объемы дизельного топлива,
  • также правительство уделяет внимание биржевым инструментам, в частности, увеличению нормативов по продаже бензина и дизельного топлива,
  • кроме того, были приняты административные меры, в частности, были отстранены несколько недобросовестных трейдеров.

В результате введенного запрета, за неделю, завершившуюся 22 сентября 2023 г., по национальному индексу Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) бензин АИ-92 подошел на 19,35%, АИ-95 - на 22,67%, летнее дизельное топливо - на 18,58%.
Однако с начала текущей недели цены на СПбМТСБ вернулись к росту - бензин АИ-92 подорожал на 4,23%, АИ-95 - на 3,75%, летнее дизельное топливо - на 3,7%.
На торгах СПбМТСБ 28 сентября 2023 г.:
  • бензин АИ-92 подорожал на 0,79%, до 58313 руб./л,
  • бензин АИ-95 - на 0,7%, до 60273 руб./л,
  • летнее дизтопливо - на те же 0,7%, до 63138 руб./л.

Этот рост во многом стал коррекционным, но одновременно на рынке начали расти ожидания того, что быстрое снижение цен, приближение к концу периода пикового спроса и риски затоваривания приведут к скорой отмене запрете на экспорт.
Однако Н. Шульгинов эти предположения опроверг, мера будет действовать столько, сколько нужно для стабилизации топливообеспечения и цен.

Системные меры

На совещании у президента РФ В. Путина 27 сентября 2023 г. вице-премьер РФ А. Новак сообщил, что правительство РФ готовит системные меры, которые должны обеспечить долгосрочную балансировку внутреннего рынка и создать экономические стимулы для поставок нефтепродуктов на внутренний рынок.
Основных предложений 2:
  • корректировка параметров демпфера с учетом текущей макроэкономической ситуации, т.е. повышение коэффициента, который был снижен на 50% по бензину и дизельному топливу с 1 сентября 2023 г., это позволит компенсировать разницу между экспортной альтернативой и биржевыми ценами на внутреннем рынке и повысить эффективность поставок на внутренний рынок;
  • ограничение серого экспорта, чтобы не допускать вымывания топлива с внутреннего рынка спекулянтами, для чего предлагается повысить уже введенную с начала 2023 г. заградительную пошлину для экспортеров-непроизводителей с 20 до 50 тыс. руб./т.
Также А. Новак не исключил возможность полного запрета на продажу на экспорт любых нефтепродуктов, которые куплены на внутреннем рынке и не были произведены, что ограничит возможность спекулятивных поставок на экспорт.
В отношении наценок, на АЗС А. Новак сообщил, что необходимо контролировать их уровни, в т.ч. вместе с ФАС, поскольку при падении биржевых цен это должно отражаться на независимых автозаправках. Решения по этим мерам правительство РФ намерено принять в ближайшие дни.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram