В новом энергетическом бюллетене эксперты пишут о взаимосвязи между свободным рыночным ценообразованием и стабильностью топливных цен.
Они отмечают, что дискуссию на эту тему актуализировали высокая волатильность рынков нефти и нефтепродуктов в 2020 – 2021 гг., а также принятие новой Генеральной схемы развития нефтяной отрасли РФ до 2035 г.
Авторы отмечают, что оживление спроса на нефтепродукты в транспортной отрасли оставляет ОПЕК возможность выбора тактики стабилизации доходов и, как следствие, поддержания высоких цен на нефть.
На фоне чего особенно важна координация рыночных механизмов и регуляторных мер на внутреннем рынке нефтепродуктов России.
Согласно данным собранным в бюллетене, за последние 5 лет цена на бензин АИ-95 выросла на 32,4%, что выше уровня инфляции, накопленной за аналогичный период, по данным Росстата, на 7,5 п.п.
Для сравнения, в странах ЕС за рассматриваемый период розничные цены на бензин Euro-super 95, по данным Еврокомиссии, в среднем выросли на 21,9%.
Это говорит о том, что долгосрочный тренд роста розничных цен на топливо в России, несмотря на функционирование демпферного механизма, сохраняется.
- С одной стороны, «отрицательный акциз» уравнивает внутренние оптовые и экспортные цены.
- С другой стороны, в этих условиях подрывается стимулирующий эффект рыночного механизма, позволяющий снижать цены на топливо вслед за динамикой рынка.
Напомним, в 2022 году демпферный механизм претерпит изменения согласно уже принятому ГД закону.
В 2022 г. индикативная цена в формуле демпфера будет индексирована на 3% - ниже инфляции.